Профессиональное самоопределение
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные
с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных
деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста -
представление о себе, как "не о ребенке", подросток начинает чувствовать себя взрослым и
имеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими. В поведении и
деятельности подростка проявляются такие виды взрослости, как: подражание внешним
признакам взрослого, равнение подростков на качества "настоящего" мужчины, женщины,
интеллектуальная взрослость, социальная зрелостью. И именно она имеет наибольшее значение
для формирования готовности к трудовой деятельности и профессиональному
самоопределению. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и
взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.
Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении, в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен подросток.
Благодаря школе формируется эмоциональная и социальная жизнь подростка, его представления о себе и о том, что думают о нем другие. Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:
Для характеристики готовности к трудовой деятельности приняты единые критерии, на которых стоит остановиться несколько подробнее , так как основная задача учителя и всего учебного процесса в целом, состоит в том, чтобы ученик соответствовал этим критериям.
Для того, чтобы учащиеся получили о себе такое представление, могут быть использованы все методы психологического обследования учащихся, которые применяются в научно- исследовательской работе. Однако многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к тестам, анкетам, упражнениям, наблюдению, анализ документов, эксперименту.
Основными диагностическими инструментами являются тесты и анкеты. Они могут быть как индивидуальными, те есть предназначенными для работы с каждым испытуемым в отдельности, и групповые, допускающие одновременное тестирование целой группы испытуемых. Как показала практика, наиболее удобны в использовании групповые тесты, так как можно сразу получить информацию о некотором количестве учащихся, сделать выводы об общих и частных явлениях, характерных для данных учащихся.
При использовании тестов необходимо учитывать и то, что тесты, предназначенные для изучения детей одного возраста, как правило, не подходят для исследования детей другого возраста и требуют возрастной адаптации.
Важной особенностью практического применения тестов,которую следует принимать в расчет в выводах, делаемых о детях, является привыкание к тестам, а так же относительная изменчивость, непостоянство их результатов. Если один и тот же тест применять повторно, несколько раз подряд, то со временем дети привыкнут к нему и будут отвечать не задумываясь, или преднамеренно изменять свои ответы, чтобы не повторяться.У многих детей, особенно 5-6 класса, при заполнении длинных тестов-опросников быстро наступает утомление от монотонной и однообразной деятельности, они невольно начинают изменять свои ответы или тестируемые действия, чтобы избавиться от пресыщения. Для того, чтобы по этим причинам не происходило изменений результатов тестирования, не рекомендуется пользоваться одними и теми же тестами подряд несколько раз. Между очередными тестированиями должен быть большой интервал времени, например, в начале учебного года и в конце. Большое влияние на результаты тестирования оказывает так же понимание детьми обращениях к ним вопросов, мера осознания ими изучаемых качеств. Для этого при тестировании необходимо добиваться того, чтобы дети правильно однозначно понимали стоящий перед ними вопросы.
С учетом этих факторов была составлена система тестов и анкет, предназначенная для диагностики процесса формирования интересов, качеств личности учащихся, их готовности к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению. Эти тесты частично разработаны мною, взяты из различных журналов, из книги "Практикум по выбору профессии", а так же использованы тесты и анкеты, разработанные доктором педагогических наук Гриншпун Е. С., кандидатом психолого-педагогических наук Глосмштоком А. Е., кандидатом психологических наук Климовым Е. С. Тесты и анкеты расположены в системе по принципу "от более простых к более сложным" и могут использоваться как в системе, так и самостоятельно, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Источник: www.uroki.ru . Составители: Н.Л. Житлухина, Н.А. Алямовская, методист технологии НМЦ ВОУ МКО
#
Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, их источниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении, в труде, в самооценке личности. И это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен подросток.
Благодаря школе формируется эмоциональная и социальная жизнь подростка, его представления о себе и о том, что думают о нем другие. Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:
-
•развитость потребностей, так как это главный источник активности человека и они лежат в основе направленности личности;
•нравственные установки;
•ценностные ориентации;
•самосознание;
•становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.
Для характеристики готовности к трудовой деятельности приняты единые критерии, на которых стоит остановиться несколько подробнее , так как основная задача учителя и всего учебного процесса в целом, состоит в том, чтобы ученик соответствовал этим критериям.
-
Критерий информированности - предполагает знание учащимися
содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих
интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического
развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения,
мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий
к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.
Критерий мотивационно-потребностный - предполагает освоение учащимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.
Критерий деятельностно-практический - предполагает овладение учащимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.
Для того, чтобы учащиеся получили о себе такое представление, могут быть использованы все методы психологического обследования учащихся, которые применяются в научно- исследовательской работе. Однако многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к тестам, анкетам, упражнениям, наблюдению, анализ документов, эксперименту.
Основными диагностическими инструментами являются тесты и анкеты. Они могут быть как индивидуальными, те есть предназначенными для работы с каждым испытуемым в отдельности, и групповые, допускающие одновременное тестирование целой группы испытуемых. Как показала практика, наиболее удобны в использовании групповые тесты, так как можно сразу получить информацию о некотором количестве учащихся, сделать выводы об общих и частных явлениях, характерных для данных учащихся.
При использовании тестов необходимо учитывать и то, что тесты, предназначенные для изучения детей одного возраста, как правило, не подходят для исследования детей другого возраста и требуют возрастной адаптации.
Важной особенностью практического применения тестов,которую следует принимать в расчет в выводах, делаемых о детях, является привыкание к тестам, а так же относительная изменчивость, непостоянство их результатов. Если один и тот же тест применять повторно, несколько раз подряд, то со временем дети привыкнут к нему и будут отвечать не задумываясь, или преднамеренно изменять свои ответы, чтобы не повторяться.У многих детей, особенно 5-6 класса, при заполнении длинных тестов-опросников быстро наступает утомление от монотонной и однообразной деятельности, они невольно начинают изменять свои ответы или тестируемые действия, чтобы избавиться от пресыщения. Для того, чтобы по этим причинам не происходило изменений результатов тестирования, не рекомендуется пользоваться одними и теми же тестами подряд несколько раз. Между очередными тестированиями должен быть большой интервал времени, например, в начале учебного года и в конце. Большое влияние на результаты тестирования оказывает так же понимание детьми обращениях к ним вопросов, мера осознания ими изучаемых качеств. Для этого при тестировании необходимо добиваться того, чтобы дети правильно однозначно понимали стоящий перед ними вопросы.
С учетом этих факторов была составлена система тестов и анкет, предназначенная для диагностики процесса формирования интересов, качеств личности учащихся, их готовности к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению. Эти тесты частично разработаны мною, взяты из различных журналов, из книги "Практикум по выбору профессии", а так же использованы тесты и анкеты, разработанные доктором педагогических наук Гриншпун Е. С., кандидатом психолого-педагогических наук Глосмштоком А. Е., кандидатом психологических наук Климовым Е. С. Тесты и анкеты расположены в системе по принципу "от более простых к более сложным" и могут использоваться как в системе, так и самостоятельно, с учетом возрастных особенностей учащихся.
-
• тест по выявлению темперамента;
• тест "Самооценка уверенности в себе"
-
• тест "Потребности в достижениях";
• тест "Отношение к нравственным нормам поведения";
-
• тест по определению развития волевых качеств;
• тест "Я предпочту";
• тест по выявлению организаторских способностей.
-
• тест по выявлению коммуникативных качеств личности;
• тест по выявлению способности к общению.
- • тест по выявлению мотивов выбора профессии
-
• тест по выявлению интересов учащихся
• тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу;
Источник: www.uroki.ru . Составители: Н.Л. Житлухина, Н.А. Алямовская, методист технологии НМЦ ВОУ МКО
#
Всего комментариев: 1
Написать комментарий
RoromjSnupeMM (2020-02-18 00:39:55)
ответить