Домашнее задание. Проблемы времени, сил и желаний.
Глава V. (из книги: «Грамматическая аптечка: неотложная помощь в правописании. » Ганькина М.В.)
Как оседлать время
Чтобы не растягивать «домашку» на целый день
В рядах родителей брожение: «Дети часами делают домашнюю работу! Хоть вы, Мария Владимировна, задавайте поменьше!»
Ну, а детям вслед за родителями как себя не пожалеть: «Я вчера до двенадцати ночи делал(а) домашку! Ужас!»
Но у меня своя версия этих «ужасов».
Версия «ужасов»
Родители не сумели (или даже не собирались) организовать ребенку рабочее пространство в доме и вместе с ребенком разумно выстроить учебный день.
Поэтому ребенок посидел пять минуточек за уроками, а потом пошел на кухню чаю попить… Но не смог пройти мимо телевизора, вот и задержался на часок... Потом почитал еще пять минут и задумался... Потом поел... Поиграл с братом...
Потом домашняя работа растянулась у него на целый день. А когда пришла пора спать, мама обнаружила, что уроки не сделаны. “О чем они там в школе думают? Разве можно так много задавать?” И полусонный ребенок кое-как дописывал проклятое упражнение...
Ура, кружочков больше!
Прежде всего я решила разобраться со временем. Подумала-подумала и вывела мелом на доске рядом с домашним заданием по русскому языку такую формулу: t = ...?
– Что-о это? – спрашивают удивленно третьеклассники.
– Время засеките, – отвечаю, – когда сядете задание по русскому делать. А потом посмотрите, сколько оно у вас времени заняло. Все результаты должны быть перед уроком выписаны на доске. Те, что меньше получаса, – в кружочке, больше получаса – в квадратике.
В классе были новенькие, которые до сих пор не умели определять время по часам – никак не давались им эти проклятые стрелки. Насте пришлось просить соседку объяснить ей все про часы (мама у Насти хоть и математик, да завуч, так что дома ее почти не бывает). Вот он – настоящий мотив-то. И ведь не учительница задала учить циферблат, а на самом деле Насте вдруг понадобилось срочно научиться определять время.
На следующий день вхожу в класс – вся доска в кружочках и квадратиках. «Кружочков явно больше», – с облегчением отмечаю про себя.
Класс с любопытством сличал цифры. Разброс результатов от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не скрывая радости, я сообщаю, что полчаса – нормальное время на ежедневные занятия русским языком и чтением.
На следующий день народ в самом деле попытался сделать домашнюю работу по русскому, не теряя времени даром. Получившийся результат, похоже, ошарашил даже их. Первая реплика на уроке была Костина:
– Ребя, представляете, я даже английский на послезавтра успел сделать! И мне разрешили завтра к Вовке пойти!
Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась какая придумка – жди, что она приобретет тотальный характер. Так оно и случилось: вскоре все уроки, включая устные, стали делать на время. Видно, им понравилась такая жизнь, когда куча свободного времени.
На любой вкус
Варианты заданий на дом
Помню, что, когда я стала работать с новым классом подростков, домашнее задание опять стало вызывать у меня беспокойство. Задавать бездарные тексты упражнений из старого учебника было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь свое – куча проблем. Не поймут инструкцию – и сидят часами над тетрадкой, мучают родителей, а то не сделают совсем («Я не расслышал!», «Меня не было, а мне не объяснили!», «Я думал, кто хочет, тот и делает!», «В дневнике ж ничего нету!» и так далее).
Наконец, ход был найден. Я диктовала исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а они записывали ее в свои тетрадки. Потом обменивались тетрадками и проверяли запись на полноту и точность; а в дневнике появлялось неумолимое «см. в тетр.», что означало: ищи задание в тетради.
В рабочем порядке
Что касается ежедневной домашней работы по русскому языку, то каждый из моих учеников, как правило, имел возможность выбрать себе задание по вкусу (или по силам):
1. Либо выполнить два упражнения из учебника;
2. Либо написать по поводу какой-нибудь орфо- или пунктограммы маленькое сочиненьице (это может быть стихотворение) в определенном литературном жанре: волшебной сказки, детектива, фантастического рассказа, научной статьи, кулинарного рецепта – на выбор;
3. Либо сделать тетрадную страницу «дырявого текста» , предварительно договорившись с соседом по парте (а то кто ж штопать будет);
4. Либо переписать «на точность» страницу из книжки, которую в данный момент читаешь.
Каждый тип домашнего задания всегда имел по парочке своих неизменных почитателей. А кто-то – в зависимости от настроения – пробовал себя в разных жанрах. И даже находились энтузиасты, которые не одно, а два задания делали.
Но это в рабочем порядке. А временами (и не так уж редко) дети получали из ряда вон выходящие домашние задания.
Эксклюзив
А однажды (В.Букатов подсказал – а мы тут же и сделали) в рамках домашнего задания моим ученикам пришлось идти к соседям по лестничной клетке.
– Ну, Мария Владимировна, вы скажете тоже! Мы ж никого не знаем!
– Вот и познакомитесь, – безжалостно сказала я им тогда.
И пошли они к соседям с открытками – репродукциями шедевра (у каждого из ребят был свой), и выспрашивали у них версии тех событий, которые были изображены.
А потом надо было поймать соседа по парте – показать шедевр и узнать у него еще одну версию.
На уроке обе истории зачитывались вслух, и слушатели угадывали, где чья: где – соседа по подъезду, а где – однокашника.
Зачет «по наклейкам»
В борьбе за аккуратность домашней работы
Однажды меня насторожила небрежность, с которой почему-то стали выполняться домашние задания. Сделал все быстро, ошибок в меру – вроде не придерешься. Но видно ведь – навалял левой ногой, только чтоб отделаться. Было что-то оскорбительное в этой небрежности.
Слова надлежащие я, конечно, произносила. Но ведь к навыку писать красиво, делать работу профессионально, да так, чтобы самому почувствовать удовольствие, – к этому же надо как-то прийти.
Сами ребята и подарили мне подсказку, бегая на большой перемене в книжный магазин за наклейками, – там, мол, они дешевые.
Оценка «за красоту»
Теперь за красивую и полноценную домашнюю работу каждый мог получить наклейку в тетрадь (точнее, на клеенчатую обложку тетради). «Красоту» я оценивала, конечно, сравнивая очередную работу человека с его собственной предыдущей.
Раздачу тетрадей ждали с нетерпением. «Ура!!! У меня уже четыре наклейки!.. А у тебя есть наклейки?... Какой серии?.. У тебя сколько?..»
Потихоньку все, кроме Кости, включились в борьбу за наклейки. Девочки – понятно. Но то, что мальчишки купятся на такое, было для меня неожиданностью. Правда, надо учесть, что история эта случилась в пятом классе. Да и наклейки, надо признаться, были очень соблазнительные – красочные, глянцевые, мультяшные!..
В конце четверти подводили итоги конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас «зачет по наклейкам». Выкладывали на стол все тетради с наклейками за домашнюю работу: менялись с соседом по парте стопками тетрадей и принимались подсчитывать. Общее число наклеек, полученных человеком за четверть, выносилось на доску. Троим победителям вручались традиционные киндер-сюрпризы.
Дидактическая поэма
Костя держался до последнего: меня, мол, не купишь – как писал, так и буду писать. Мне что, мол, больше делать нечего?
А писал он между тем абсолютно не читаемо и восхитительно грязно. Я и к совести взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье намекала, и на слабеющее зрение ссылалась. Бесполезно.
Вела с ним изнурительную переписку: «Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три». Бесполезно.
Потом сломалась: стала проверять его тетрадки, не обращая внимания на форму.
Помню, долго искала повод, чтобы наклеить Коське наклейку. И наконец нашла – за соблюдение полей! Уже в следующей домашней работе он расстарался – даже две последние заполненные странички погладил утюгом.
А потом неожиданно для всех Костя стал победителем очередного конкурса наклеек. В недоумении смотрел его сосед по парте на тетрадь, лежащую на выставке: уж не сон ли это?
В следующей четверти произошло обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в спорных вопросах отсылали истца в Коськину тетрадь: «Посмотри, как у Кости! Ну, и что ты после этого скажешь?!»
Сам Костя просто не понимал, что с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего не мог. Поздно. Навык аккуратного оформления домашних работ овладел им окончательно.
#
Как оседлать время
Чтобы не растягивать «домашку» на целый день
В рядах родителей брожение: «Дети часами делают домашнюю работу! Хоть вы, Мария Владимировна, задавайте поменьше!»
Ну, а детям вслед за родителями как себя не пожалеть: «Я вчера до двенадцати ночи делал(а) домашку! Ужас!»
Но у меня своя версия этих «ужасов».
Версия «ужасов»
Родители не сумели (или даже не собирались) организовать ребенку рабочее пространство в доме и вместе с ребенком разумно выстроить учебный день.
Поэтому ребенок посидел пять минуточек за уроками, а потом пошел на кухню чаю попить… Но не смог пройти мимо телевизора, вот и задержался на часок... Потом почитал еще пять минут и задумался... Потом поел... Поиграл с братом...
Потом домашняя работа растянулась у него на целый день. А когда пришла пора спать, мама обнаружила, что уроки не сделаны. “О чем они там в школе думают? Разве можно так много задавать?” И полусонный ребенок кое-как дописывал проклятое упражнение...
Ура, кружочков больше!
Прежде всего я решила разобраться со временем. Подумала-подумала и вывела мелом на доске рядом с домашним заданием по русскому языку такую формулу: t = ...?
– Что-о это? – спрашивают удивленно третьеклассники.
– Время засеките, – отвечаю, – когда сядете задание по русскому делать. А потом посмотрите, сколько оно у вас времени заняло. Все результаты должны быть перед уроком выписаны на доске. Те, что меньше получаса, – в кружочке, больше получаса – в квадратике.
В классе были новенькие, которые до сих пор не умели определять время по часам – никак не давались им эти проклятые стрелки. Насте пришлось просить соседку объяснить ей все про часы (мама у Насти хоть и математик, да завуч, так что дома ее почти не бывает). Вот он – настоящий мотив-то. И ведь не учительница задала учить циферблат, а на самом деле Насте вдруг понадобилось срочно научиться определять время.
На следующий день вхожу в класс – вся доска в кружочках и квадратиках. «Кружочков явно больше», – с облегчением отмечаю про себя.
Класс с любопытством сличал цифры. Разброс результатов от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не скрывая радости, я сообщаю, что полчаса – нормальное время на ежедневные занятия русским языком и чтением.
На следующий день народ в самом деле попытался сделать домашнюю работу по русскому, не теряя времени даром. Получившийся результат, похоже, ошарашил даже их. Первая реплика на уроке была Костина:
– Ребя, представляете, я даже английский на послезавтра успел сделать! И мне разрешили завтра к Вовке пойти!
Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась какая придумка – жди, что она приобретет тотальный характер. Так оно и случилось: вскоре все уроки, включая устные, стали делать на время. Видно, им понравилась такая жизнь, когда куча свободного времени.
На любой вкус
Варианты заданий на дом
Помню, что, когда я стала работать с новым классом подростков, домашнее задание опять стало вызывать у меня беспокойство. Задавать бездарные тексты упражнений из старого учебника было как-то неловко. А придумаешь что-нибудь свое – куча проблем. Не поймут инструкцию – и сидят часами над тетрадкой, мучают родителей, а то не сделают совсем («Я не расслышал!», «Меня не было, а мне не объяснили!», «Я думал, кто хочет, тот и делает!», «В дневнике ж ничего нету!» и так далее).
Наконец, ход был найден. Я диктовала исчерпывающую инструкцию по домашней работе, а они записывали ее в свои тетрадки. Потом обменивались тетрадками и проверяли запись на полноту и точность; а в дневнике появлялось неумолимое «см. в тетр.», что означало: ищи задание в тетради.
В рабочем порядке
Что касается ежедневной домашней работы по русскому языку, то каждый из моих учеников, как правило, имел возможность выбрать себе задание по вкусу (или по силам):
1. Либо выполнить два упражнения из учебника;
2. Либо написать по поводу какой-нибудь орфо- или пунктограммы маленькое сочиненьице (это может быть стихотворение) в определенном литературном жанре: волшебной сказки, детектива, фантастического рассказа, научной статьи, кулинарного рецепта – на выбор;
3. Либо сделать тетрадную страницу «дырявого текста» , предварительно договорившись с соседом по парте (а то кто ж штопать будет);
4. Либо переписать «на точность» страницу из книжки, которую в данный момент читаешь.
Каждый тип домашнего задания всегда имел по парочке своих неизменных почитателей. А кто-то – в зависимости от настроения – пробовал себя в разных жанрах. И даже находились энтузиасты, которые не одно, а два задания делали.
Но это в рабочем порядке. А временами (и не так уж редко) дети получали из ряда вон выходящие домашние задания.
Эксклюзив
А однажды (В.Букатов подсказал – а мы тут же и сделали) в рамках домашнего задания моим ученикам пришлось идти к соседям по лестничной клетке.
– Ну, Мария Владимировна, вы скажете тоже! Мы ж никого не знаем!
– Вот и познакомитесь, – безжалостно сказала я им тогда.
И пошли они к соседям с открытками – репродукциями шедевра (у каждого из ребят был свой), и выспрашивали у них версии тех событий, которые были изображены.
А потом надо было поймать соседа по парте – показать шедевр и узнать у него еще одну версию.
На уроке обе истории зачитывались вслух, и слушатели угадывали, где чья: где – соседа по подъезду, а где – однокашника.
Зачет «по наклейкам»
В борьбе за аккуратность домашней работы
Однажды меня насторожила небрежность, с которой почему-то стали выполняться домашние задания. Сделал все быстро, ошибок в меру – вроде не придерешься. Но видно ведь – навалял левой ногой, только чтоб отделаться. Было что-то оскорбительное в этой небрежности.
Слова надлежащие я, конечно, произносила. Но ведь к навыку писать красиво, делать работу профессионально, да так, чтобы самому почувствовать удовольствие, – к этому же надо как-то прийти.
Сами ребята и подарили мне подсказку, бегая на большой перемене в книжный магазин за наклейками, – там, мол, они дешевые.
Оценка «за красоту»
Теперь за красивую и полноценную домашнюю работу каждый мог получить наклейку в тетрадь (точнее, на клеенчатую обложку тетради). «Красоту» я оценивала, конечно, сравнивая очередную работу человека с его собственной предыдущей.
Раздачу тетрадей ждали с нетерпением. «Ура!!! У меня уже четыре наклейки!.. А у тебя есть наклейки?... Какой серии?.. У тебя сколько?..»
Потихоньку все, кроме Кости, включились в борьбу за наклейки. Девочки – понятно. Но то, что мальчишки купятся на такое, было для меня неожиданностью. Правда, надо учесть, что история эта случилась в пятом классе. Да и наклейки, надо признаться, были очень соблазнительные – красочные, глянцевые, мультяшные!..
В конце четверти подводили итоги конкурса наклеек. Этот урок назывался у нас «зачет по наклейкам». Выкладывали на стол все тетради с наклейками за домашнюю работу: менялись с соседом по парте стопками тетрадей и принимались подсчитывать. Общее число наклеек, полученных человеком за четверть, выносилось на доску. Троим победителям вручались традиционные киндер-сюрпризы.
Дидактическая поэма
Костя держался до последнего: меня, мол, не купишь – как писал, так и буду писать. Мне что, мол, больше делать нечего?
А писал он между тем абсолютно не читаемо и восхитительно грязно. Я и к совести взывала, и на свое пошатнувшееся здоровье намекала, и на слабеющее зрение ссылалась. Бесполезно.
Вела с ним изнурительную переписку: «Жаль, прочесть не могу, хотя страшно интересно знать твое мнение. Чтобы не обижать, ставлю три». Бесполезно.
Потом сломалась: стала проверять его тетрадки, не обращая внимания на форму.
Помню, долго искала повод, чтобы наклеить Коське наклейку. И наконец нашла – за соблюдение полей! Уже в следующей домашней работе он расстарался – даже две последние заполненные странички погладил утюгом.
А потом неожиданно для всех Костя стал победителем очередного конкурса наклеек. В недоумении смотрел его сосед по парте на тетрадь, лежащую на выставке: уж не сон ли это?
В следующей четверти произошло обыкновенное чудо. Коськины тетради стали в классе эталоном красоты и вкуса. Даже девчонки в спорных вопросах отсылали истца в Коськину тетрадь: «Посмотри, как у Кости! Ну, и что ты после этого скажешь?!»
Сам Костя просто не понимал, что с ним происходит. Но поделать с собой уже ничего не мог. Поздно. Навык аккуратного оформления домашних работ овладел им окончательно.
Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Марии Ганькиной «Грамматическая аптечка: неотложная помощь в правописании.»
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий