Подросток в Интернете
Что он там делает?
Кажется, ребёнок живёт в сети, его, не интересует ничего, кроме сети, общается он там, играет, отдыхает - всё бесконечно.
Что же он там делает?
Возможностей использования сети огромное количество.
Во-первых, подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств, возможности обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через "чаты", "форумы" и электронную почту. Многих привлекает возможность общаться от разных лиц (бесплатные электронные адрес можно зарегистрировать на любую вымышленную фамилию и имя), многие подростки компенсируют в Интернете недостаток общения в повседневной жизни, используют Сеть как способ самоутверждения.
Во-вторых, Интернет позволяет подросткам получать информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают средства массовой информации, к которым постепенно они теряют доверие. Степень доверия к информации представленной в Сети несколько выше, так как там они могут найти намного больше информации по одному и тому же вопросу.
Постепенно человек учится работать с информацией, а нельзя недооценивать это умение в современном информационном обществе, если вы ему поможете, то окажите большую услугу на будущее. Интернет, как и любая технология, должна помогать человеку в преодолении его конкретных проблем и решении конкретных задач. Работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности в информационном обществе, необходимым компонентом информационной культуры.
Стоит обратить внимание на специфичность формы подачи информации в Интернет, она может быть вырвана из общего образовательного контекста, что часто не дает знания и понимания. После простого наблюдения за образами появляются разрозненные факты, эмоциональные отклики и отдельные звуки, которые не имеют никакой структуры. В отличие от книги, которая заставляет думать, преобразовать слова в идеи и доводы, служит для изменения модели видения мира, при мультимедийной подаче информации возникает трудность формулирования того, что представлено.
В связи с этими тенденциями необходимо научить детей совмещать работу в Сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал Сети может быть использован полностью.
Если человек обладает всеми перечисленными ниже умениями, то он работает в Сети осознанно, а не спонтанно, полнее раскрывая образовательный потенциал Интернета:
· умение пользоваться компьютером, информационными ресурсами Сети, программными средствами (IE, OE и т.д.);
· пользоваться поисковыми системами и каталогами;
· целенаправленно находить нужную информацию;
· понимание адресной направленности информации, критическое осмысление ее, формирование и обоснование альтернативных взглядов, интерпретация информации;
· умения сохранять и использовать информацию в повседневной жизни,
· перерабатывать и представлять информацию.
Зависимость?
Об Интернет зависимости говорить модно, но можно ли сравнивать Интернет с наркотиком? Не лучше ли использовать термин "привыкание" к Интернету? Что такое зависимость и чем она отличается от привыкания? Зависимость может быть вызвана наркотиком и означает, что некоторый агент, с которым вы контактируете, агрессивен по отношению к вам, и вы попадете в зависимое от него положение без различия того, что вы думаете на его счет, и как вы к нему относитесь. Таких агентов весьма мало. Самый простой пример - это героин. Вы можете относиться к нему как угодно, но если пару раз вы вступите с ним в контакт, то ваша жизнь начинает зависеть от его наличия.
А привыкание - это нечто совершенно иное. Привыкание означает, что то, с чем вы соприкасаетесь, лишено явно выраженной кодирующих, зомбирующих или программирующих свойств, оно нейтрально по отношению к вам. Привыкнуть можно к чему угодно: к кофе, к теплому дождю, к мексиканским телесериалам. Можно привыкнуть и к интернету.
Но проблема существует. 2% ребят всё же зависят от интернета. Эта зависимость сродни зависимости игрока от казино. Для некоторых людей та или иная азартная игра становится смыслом жизни, лейтмотивом их существования. А ведь десятки миллионов людей по всему миру ежедневно проводят в игровых залах все свое свободное время. Это не значит, что они зависимы, они так отдыхают, а вот среди них встречаются уже и патологические случаи. С интернетом то же самое. Но об интернет -зависимости можно говорить только тогда, когда человек использует Интернет не меньше 1 года. Ниже приводим симптомы сетевой зависимости, если вы обнаружили меньше 5-ти из них, значит зависимости нет.
Симптомы сетевой зависимости:
-
- ты выходишь в Интернет тогда, когда у тебя плохое настроение;
- чувствуешь себя подавленно, когда проводишь в Интернете меньше времени, чем обычно;
- чувствуешь, что предполагаемая интернет- зависимость мешает работе (учебе) или отношениям с людьми вне Интернета;
- скрываешь от родных и знакомых, сколько времени на самом деле проводишь в Интернете и что там делаешь;
- пытаешься проводить в Интернете меньше времени, но безуспешно;
- находясь в оффлайне, часто думаешь о том, что сейчас происходит в Интернете;
- предпочитаешь общаться с людьми или искать информацию через Интернет
Зависимых детей совсем не так много, и, скорее всего, именно ваш к ним не относится. Однако, если есть сомнения насчёт адекватного поведения подростка, читайте статью "Уход от реальности".
Такой пример из статьи Вита Ценёва
Мама тащит свое четырнадцатилетнее чадо к психологу за ухо: целыми днями только и делает, что торчит в своем интернете! Чадо выглядит несколько бледноватым и щуплым, но вполне вменяемым. Знает три языка программирования. Втайне мечтает хакнуть сайт Microsoft и прославиться. Если и зависим, то финансово, от папиных транзакций, а в плане мышления вполне независим. Проходит тесты: результаты хорошие. Жалоб нет. Дайте мне возможность, и я дорасту до хорошего программиста. Дайте денег, короче. При чем здесь интернет? Зачем я здесь? Чего, собственно, надо? Учиться скучно, Шолохов не катит. Прямо на крыльце школы торгуют героином, и все это знают, но никто ничего не делает. Мама с папой хотят, чтобы я стал юристом, говорят, что это высокооплачиваемая профессия. Вот, собственно, и все.
Плохо или хорошо?
Ничего нет удивительного в том, что ваш ребёнок сидит в интернете всё своё свободное (и часто несвободное) время. Ведь интернет - это целый мир, где он общается, отдыхает, где перед ним море интересной информации. Естественно, ему это нравится, естественно он стремится туда снова и снова.
Стоит задать себе вопрос: "А что бы вы хотели, чтобы он делал вместо этого?"
Если вы не можете дать определённый ответ, то проблема, скорее всего, в вас, и вы не знаете, чего хотите от ребёнка. Просто оставьте его в покое.
Если ответ "уроками бы занялся!", то… Вы серьёзно полагаете, что делать уроки так уж интересно? Конечно, нужно совмещать, но как это объяснить неорганизованному чаду? Никак, если он не может и не хочет, то заставить его, скорее всего, у вас не получится. Если вы вступаете на путь борьбы, решив запрещать, не давать денег и т.д., то если честно, мне жаль вас, так как врага в лице собственного ребёнка никому не пожелаешь. В общем-то, такими мерами ничего добиться нельзя, кроме большой нервотрёпки для всех. Попробуйте договориться по-хорошему, может быть, введите какую-то систему поощрений, постарайтесь объяснить свою позицию, требуйте того, чтобы он объяснил свою.
Вы хотите, чтобы он занимался спортом, музыкой, танцами и ещё книжки читал? Возможно, вас это огорчит, но вы опоздали… Теперь у него такой путь, возможно не худший из возможных.
Если всё это было, и вдруг ребёнок всё бросил и сидит теперь перед экраном, то, скорее всего, это пройдёт, интернет станет "одним из", а эти несколько месяцев первого знакомства нужно просто пережить. А вот если через год, всё останется без изменений, то см. выше про интернет-зависимость.
Автор: Александр Игнатьев
#
Всего комментариев: 2
Написать комментарий
Аноним (2017-11-13 06:08:07)
ответить
Николай (2019-01-14 09:25:33)
ответить