Этические принципы и правила работы практического психолога образования
Об утверждении Положения о службе практической психологии образования и статуса практического психолога России
Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:
- Принцип ненанесения ущерба испытуемому.
Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению испытуемого.
- Принцип компетентности психолога.
Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. - Принцип беспристрастности психолога.
Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
- Принцип конфиденциальности.
Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. - Принцип осведомленного согласия.
Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
- Правило взаимоуважения психолога и испытуемого.
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
- Правило безопасности применяемых методик.
Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
- Правило предупреждения неправильных действий заказчика.
Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
- Правило сотрудничества психолога и заказчика.
Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
- Правило профессионального общения психолога и испытуемого.
Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с испытуемым разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.
- Правило обоснованности результатов исследований психолога.
Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
- Правило адекватности методик.
Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям исследования.
- Правило научности результатов исследования.
В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
- Правило взвешенности сведений психологического характера.
Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
- Правило кодирования сведений.
На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу. - Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.
Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
- Правило корректного использования сведений психологического характера.
Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
Источник: из журнала "Вестник образования" №7 (1995)
#
Всего комментариев: 1
Написать комментарий
CHILD-PSY (2020-09-18 19:56:42)
ответить