Сочетание переменных
В психологии не так уж много истин. Но вот утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка, — истина. Конечно, ребенок не является чистым листом бумаги, на котором просвещенный родитель может написать все что захочет, а безграмотный — безнадежно изуродовать. В нем самом есть силы, и не малые. Но Золушка, Павлик Морозов или Ломоносов встречаются не так уж часто.
В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка. Первая переменная имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения (даже раньше) до трех лет.
С точки зрения Броди, можно выделить четыре типа материнского отношения к младенцу.
Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции — контроль. Очень интересные результаты, касающиеся влияния различных видов контроля на личностное развитие детей, получены Боумрином. Он выделил четыре параметра родительского отношения и три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости, а затем соотнес показатели между собой. Перечислим параметры родительского отношения.
Что же касается личностных типов детей, то их было выделено, как уже говорилось, три Назовем их и сразу соотнесем с особенностями родительской позиции.
Родительская позиция — важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Позиция формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и того, какое место в ней занимает воспитательный процесс. Наибольшие перспективы открываются в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого человека ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант: когда воспитание является "вставкой" в различные жизненные мотивы человека. Приведу примеры таких мотивов:
Автор: Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук
#
В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание многое определяет в том, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка. Первая переменная имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения (даже раньше) до трех лет.
С точки зрения Броди, можно выделить четыре типа материнского отношения к младенцу.
-
Первый тип. Легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу "сам дозреет".
Второй тип. Сознательное приспособление к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.
Третий тип. Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.
Четвертый тип. Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка.
Примерно с трех лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции — контроль. Очень интересные результаты, касающиеся влияния различных видов контроля на личностное развитие детей, получены Боумрином. Он выделил четыре параметра родительского отношения и три группы детей, обладающих различной степенью личностной зрелости, а затем соотнес показатели между собой. Перечислим параметры родительского отношения.
-
1. Степень контроля. При высоких баллах родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. При низких — устраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему требований и правил.
2. Побуждение к развитию. При высоких баллах родители стремятся к развитию у детей способностей, настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. При низких — не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств.
3. Воспитательные воздействия. При высоких баллах родители, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком. При низких — однозначно не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам и наказаниям.
4. Эмоциональная поддержка. При высоких баллах она присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований. При низких — она либо отсутствует, либо зависит от послушания ребенка.
Что же касается личностных типов детей, то их было выделено, как уже говорилось, три Назовем их и сразу соотнесем с особенностями родительской позиции.
-
1. Компетентные дети. Обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Склонны к исследованию самих себя и окружающего мира. Формированию такого комплекса черт соответствуют высокие баллы по всем четырем параметрам. То есть компетентности способствует высокий и последовательный контроль в сочетании с интересом к личности, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой.
2. Избегающие дети. Преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Склонны избегать новых или фрустрирующих ситуаций. Для родителей таких детей характерно контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уважением к возможностям ребенка.
3. Незрелые дети. Не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Склонны к реакциям отказа во фрустрирующих ситуациях. Своей инфантильностью они прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей. Главная черта поведения родителей — отсутствие способности к последовательному контролю. При этом эмоциональная поддержка может и присутствовать. Не вызывает сомнения, что компетентные дети обладают по сравнению с прочими явными преимуществами, поэтому значение родительского контроля тоже становится очевидным. Один из основных механизмов формирования характера — интериоризация средств и навыков контроля, используемых взрослым. В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской установки, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. В предложенной схеме адекватной родительской установке соответствует авторитетный стиль воспитания.
Родительская позиция — важный фактор личностного развития ребенка, но не первичный. Позиция формируется на основе более широкой системы жизненных ценностей взрослого и того, какое место в ней занимает воспитательный процесс. Наибольшие перспективы открываются в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого человека ценностным процессом. Значительно больше подводных камней и опасностей таит в себе другой вариант: когда воспитание является "вставкой" в различные жизненные мотивы человека. Приведу примеры таких мотивов:
- воспитание ребенка как реализация потребности в эмоциональном контакте. Ребенок в этом случае не самоценность. Он — способ удовлетворения потребности взрослого. Со стороны взрослого естественно в этом случае препятствовать эмоциональной жизни ребенка.
- воспитание ребенка как реализация потребности в смысле жизни. Самостоятельность ребенка является естественным фрустратором этой потребности. Соответственно неосознанно возникает желание препятствовать этой самостоятельности под самыми благовидными предлогами.
- воспитание как реализация потребности взрослого в достижениях. В данном случае основной девиз воспитания: "Пусть он добьется того, чего не смог (смогла) добиться я". Ребенок воспринимается как "хороший", пока он реализует родительские планы и удовлетворяет их амбиции.
Автор: Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий