Игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет.
АХ И ОХ
Эту игру-разминку полезно повторить по кругу несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом — двумя руками одновременно, постепенно увеличивая темп. На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на 3-ю и 4-ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на 5-ю и 6-ю — собираем пальцы вместе.
Между прочим, из ненужного уже журнала можно придумать очень нужную развивающую игру № 2 «Сколько цветов у радуги?». Дайте ребёнку прочитанный журнал и чистый блокнот или тетрадь. Из журнала нужно вырезать картинки определённых цветов (тех, которые ребёнок уже знает) и приклеивать их разные на страницы тетради. Например, одна страница будет жёлтая, вторая — красная и т.д. Количество цветов постепенно увеличивайте. Если малыш картинки из страниц журнала будет не вырезать, а вырывать — это полезно также и для развития мелкой моторики.
ТОП И ШЛЁП
Возьмите руки ребёнка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. Во время пятой и шестой строчек и после, приговаривая «топ — топ — топ» и «шлёп — шлёп — шлёп», надо часто и быстро похлопывать поочерёдно каждой ладошкой.
Между прочим, если вместо обычной расчёски взять массажную и обкрутить цветной ниткой её зубчики, то это будет совсем другая игра — игра № 4 «Массажный гребень волшебницы». Цветные нити можно закрепить в нескольких местах, соответственно и узоры будут более сложные и многослойные.
БУХ И ПЛЮХ
Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп», под «бух» — стучим кулачками по столу (коленям), а под «плюх» — стучим ладошками по столу (коленям). Проделать это надо несколько раз в разном темпе.
Между прочим, не спешите выбрасывать фантики от конфет — они ждут не дождутся, когда с ними сыграют в игру № 5 — «Снежинка». Научите ребёнка вырезать яркие, весёлые снежинки из конфетных обёрток.
ХЛИП И ХЛЮП
Эту увлекательную для малыша игру проводим так: под первые две строчки стихотворения шлёпаем ладошками по столу или коленям. Под 3-ю строчку складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под 4-ю — приговаривая «хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца. Эти же слова, как «хвостики», повторяем и потом — после стишка.
Между прочим, из конфетных фантиков получаются красивые веера — если их нагофрировать и закрепить ниткой или скотчем с одного конца. А если их закрепить в середине, то получается бантик. Наденьте его на заколку-невидимку — получится новая красивая заколка для куклы. Бантик можно за ленточку привязать на шею плюшевому коту. При соединении в середине нескольких гофрированных бантиков получается цветок. Укрепите его на проволоку и кусочком пластилина закрепите на картоне. Мальчики увидят в этих бантах и цветах вертолёты разных моделей. Соорудите с ними целую вертолётную эскадрилью. А в целом получается игра № 6 «Веера, банты, цветы, вертолёты».
ХРЯП И ТЯП
В этой сюжетной игре под первые четыре строчки стихотворения изображаем движения дровосека. Читая 5-ю строчку, складываем ладошки лодочкой, под 6-ю поднимаем большие пальцы вверх (это паруса ). При чтении 7-ой — дуем на парус, и ладошки — лодочка движутся вперёд со словами «поплыли, поплыли». 2-ю и 4-ю строчки повторяем в качестве «хвостиков»: приговаривая «хряп» и «тяп», «стучим топорами».
Между прочим, две обёртки от шоколада можно превратить в материал для занимательной игры № 7 — «Плетение бумажного коврика». Для этого одну обёртку надо разрезать поперёк на полоски шириной примерно 1 см, а вторую обёртку разрезать вдоль на такие же полоски, но не доходя по одному сантиметру до краёв. После этого покажите ребёнку, как можно сплести из этих полосок коврик.
ЧИК-ЧИК И ЖМЫХ-ЖМЫХ
В этой энергичной игре под первые четыре строчки стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх-вниз и вперёд-назад .Под 5-ю, 6-ю строчки сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на двух руках, то поочерёдно) и приговариваем «жмых-жмых»; читая 7-ю строчку, пальцы собираем «щепотью» — «солим салат», под 8-ю — слегка округленные ладошки соединяем (это тарелочка ) и протягиваем их вперёд. Словечки «чик-чик» и «жмых-жмых» — «хвостики». Повторяем их, совершая соответствующие движения.
Между прочим, используя фольгу от конфет и шоколада, можно организовать игру № 8 — «Бусы из фольги». Часть фольги нарежьте на прямоугольники размером примерно один на два сантиметра. Эти прямоугольнички накрутите на стержень от ручки или карандаш. Стержень или карандаш вынимаете — получается маленькая трубочка, подобная стеклярусу. Если же небольшие кусочки фольги скомкать, то получатся серебряные бусины. В любом порядке бусинки и стеклярус можно нанизать (с помощью иголки) на нитку, и у вас получатся прекрасные серебряные бусы.
ШИК И ПШИК
Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку ладонью, а правую руку — тыльной стороной. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую руку кладем ладонью вниз, а левую — тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп.
Между прочим, было бы полезно в домашних условиях почаще устраивать игру № 9 — «Серебряный дождь». Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а любым цветным. Необходимо мелко нарезать или порвать фольгу от конфет или шоколада, фантики, остатки от аппликаций цветной бумаги и т.п. и подбросить вверх нарезанные цветные кусочки. Полезно не только мельчить бумагу, но и собирать её с пола. Устраивайте состязания — кто соберёт кусочков больше и быстрее.
ЖИК И ВЖИК
Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью «вперёд — назад» по другой раскрытой ладони.
Между прочим, из конфетных фантиков получаются разнообразные миниатюры. Устройте конкурс, кто сможет сложить из фантика самый маленький квадратик, треугольник, прямоугольник, ромбик, трапецию, самую тонкую трубочку-цилиндр. Эта игра № 11 «Миниатюры из фантиков» поможет ещё и в изучении или повторении геометрических фигур.
ТУК И СТУК
Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук».
Между прочим, после очередной «охоты» за природными материалами собранные небольшие предметы (камешки, палочки, листики, семена и т.п.) уже дома обрисуйте карандашом или фломастером на листе бумаги. Эту игру можно превратить в игру-загадку. То есть первый участник обводит, к примеру, один из кленовых листочков из собранного букета, а другой участник путём подбора должен угадать, след какого листочка представлен. Это игра № 12 — «СЛЕДственный эксперимент».
КАП-КАП-КАП
В этой игре, развивающей, помимо всего прочего, ловкость рук, во время чтения 1-ой и 2-ой строчек стихотворения стучим поочерёдно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-ей — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т. д., не соединяя при этом сами ладошки.); во время 4-ой строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.
Между прочим, загадки можно загадывать и при помощи обычных спичек или небольших тонких палочек. Получится игра № 13 — «Спичечные загадки». По очереди выкладывайте на столе друг перед другом спичечные загадки: дом, метлу, грабли, расчёску, клюшку, вязальный крючок, лопату, щётку, удочку, ракету, барабан, солнце, флажок, кораблик, забор и т.д. Можно подсказывать, к какой группе предметов относится загадка: одежда — юбка, шапка, брюки; мебель — стул, кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце, кастрюля; растения — куст, берёза, ёлка, цветок и т.д.
ЦОК-ЦОК
В этой игре во время 1-ой половины стихотворения надо поочерёдно сгибать пальцы сначала одной, потом второй руки, а на последней строчке перевернуть кулачки и, прижав их друг к другу, поводить ими вперёд-назад, имитируя езду на лошадке. Во время чтения второй половины стихотворения поочерёдно разгибаем пальчики, а на последней строчке разводим руки в стороны.
Между прочим, полезна для развития ловкости рук игра № 14 — «Особо ценный груз». Для неё понадобится любая бумага (подойдёт и газетная), несколько небольших предметов (мелкие игрушки, чайные и столовые ложки и т.д.) и скотч. Объясните, что эти предметы необходимо тщательно завернуть в бумагу, чтобы подготовить к отправке, допустим, за океан. Пусть ребёнок их упаковывает, а взрослый помогает скотчем закрепить бумагу. Таким же образом можно поиграть, например, в «Магазин»: взрослый «покупает» эти предметы и просит ребёнка запаковать их.
#
Эту игру-разминку полезно повторить по кругу несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом — двумя руками одновременно, постепенно увеличивая темп. На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на 3-ю и 4-ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на 5-ю и 6-ю — собираем пальцы вместе.
-
1.Утром смотрит Топ в оконце —
2.Поднялось на небе солнце:
3.Лучики на небесах
4.Рассыпает солнце — ах!
5.Тучка ловко этих крох
6.Собирает вместе — ох!
Между прочим, из ненужного уже журнала можно придумать очень нужную развивающую игру № 2 «Сколько цветов у радуги?». Дайте ребёнку прочитанный журнал и чистый блокнот или тетрадь. Из журнала нужно вырезать картинки определённых цветов (тех, которые ребёнок уже знает) и приклеивать их разные на страницы тетради. Например, одна страница будет жёлтая, вторая — красная и т.д. Количество цветов постепенно увеличивайте. Если малыш картинки из страниц журнала будет не вырезать, а вырывать — это полезно также и для развития мелкой моторики.
ТОП И ШЛЁП
Возьмите руки ребёнка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. Во время пятой и шестой строчек и после, приговаривая «топ — топ — топ» и «шлёп — шлёп — шлёп», надо часто и быстро похлопывать поочерёдно каждой ладошкой.
-
1. Топ и Шлёп повсюду вместе,
2. По отдельности ни с места.
3. Топ идёт: то-о-оп, то-о-оп,
4. И Шлёп вперёд: шлее-ё-ёп, шлее-ё-ёп.
5. Топ бежит: топ-топ-топ,
6. И Шлёп спешит: шлёп-шлёп-шлёп.
Между прочим, если вместо обычной расчёски взять массажную и обкрутить цветной ниткой её зубчики, то это будет совсем другая игра — игра № 4 «Массажный гребень волшебницы». Цветные нити можно закрепить в нескольких местах, соответственно и узоры будут более сложные и многослойные.
БУХ И ПЛЮХ
Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп», под «бух» — стучим кулачками по столу (коленям), а под «плюх» — стучим ладошками по столу (коленям). Проделать это надо несколько раз в разном темпе.
-
Топ и Шлёп вдвоём гуляли:
Топ-топ-топ,
Всех ворон пересчитали:
Шлёп-шлёп-шлёп.
Топ споткнулся — слы-ы-ышим: «Бух!»,
Падал Шлёп под гро-о-омкий «Плюх!»
Между прочим, не спешите выбрасывать фантики от конфет — они ждут не дождутся, когда с ними сыграют в игру № 5 — «Снежинка». Научите ребёнка вырезать яркие, весёлые снежинки из конфетных обёрток.
ХЛИП И ХЛЮП
Эту увлекательную для малыша игру проводим так: под первые две строчки стихотворения шлёпаем ладошками по столу или коленям. Под 3-ю строчку складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под 4-ю — приговаривая «хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца. Эти же слова, как «хвостики», повторяем и потом — после стишка.
-
1. Вот идут купаться братцы,
2. Чтоб поплавать, поплескаться.
3. Прыгнут в пруд — то там, то тут
4. Раздаётся хлип и хлюп.
Между прочим, из конфетных фантиков получаются красивые веера — если их нагофрировать и закрепить ниткой или скотчем с одного конца. А если их закрепить в середине, то получается бантик. Наденьте его на заколку-невидимку — получится новая красивая заколка для куклы. Бантик можно за ленточку привязать на шею плюшевому коту. При соединении в середине нескольких гофрированных бантиков получается цветок. Укрепите его на проволоку и кусочком пластилина закрепите на картоне. Мальчики увидят в этих бантах и цветах вертолёты разных моделей. Соорудите с ними целую вертолётную эскадрилью. А в целом получается игра № 6 «Веера, банты, цветы, вертолёты».
ХРЯП И ТЯП
В этой сюжетной игре под первые четыре строчки стихотворения изображаем движения дровосека. Читая 5-ю строчку, складываем ладошки лодочкой, под 6-ю поднимаем большие пальцы вверх (это паруса ). При чтении 7-ой — дуем на парус, и ладошки — лодочка движутся вперёд со словами «поплыли, поплыли». 2-ю и 4-ю строчки повторяем в качестве «хвостиков»: приговаривая «хряп» и «тяп», «стучим топорами».
-
1. Громко топоры стучат:
2. Хряп-тяп, хряп-тяп —
3. Братцы лодку мастерят:
4. Хряп-тяп, хряп-тяп.
5. Лодку на воду спустили,
6. Парусами снарядили
7. И поплыли.
Между прочим, две обёртки от шоколада можно превратить в материал для занимательной игры № 7 — «Плетение бумажного коврика». Для этого одну обёртку надо разрезать поперёк на полоски шириной примерно 1 см, а вторую обёртку разрезать вдоль на такие же полоски, но не доходя по одному сантиметру до краёв. После этого покажите ребёнку, как можно сплести из этих полосок коврик.
ЧИК-ЧИК И ЖМЫХ-ЖМЫХ
В этой энергичной игре под первые четыре строчки стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх-вниз и вперёд-назад .Под 5-ю, 6-ю строчки сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на двух руках, то поочерёдно) и приговариваем «жмых-жмых»; читая 7-ю строчку, пальцы собираем «щепотью» — «солим салат», под 8-ю — слегка округленные ладошки соединяем (это тарелочка ) и протягиваем их вперёд. Словечки «чик-чик» и «жмых-жмых» — «хвостики». Повторяем их, совершая соответствующие движения.
-
1.Если резать всё подряд —
2.Будет кукольный салат.
3.Братцы овощи мельчили:
4.Чик-чик, чик-чик,
5.Братцы овощи мешали.
6.Жмых-жмых, жмых-жмых,
7.А потом всё посолили,
8.Куклу Машу угостили.
Между прочим, используя фольгу от конфет и шоколада, можно организовать игру № 8 — «Бусы из фольги». Часть фольги нарежьте на прямоугольники размером примерно один на два сантиметра. Эти прямоугольнички накрутите на стержень от ручки или карандаш. Стержень или карандаш вынимаете — получается маленькая трубочка, подобная стеклярусу. Если же небольшие кусочки фольги скомкать, то получатся серебряные бусины. В любом порядке бусинки и стеклярус можно нанизать (с помощью иголки) на нитку, и у вас получатся прекрасные серебряные бусы.
ШИК И ПШИК
Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку ладонью, а правую руку — тыльной стороной. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую руку кладем ладонью вниз, а левую — тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп.
-
Любят братья печь блины,
Только «шик» и «пшик» слышны —
Стал наш блинчик золотой —
Повернём на бок другой.
Между прочим, было бы полезно в домашних условиях почаще устраивать игру № 9 — «Серебряный дождь». Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а любым цветным. Необходимо мелко нарезать или порвать фольгу от конфет или шоколада, фантики, остатки от аппликаций цветной бумаги и т.п. и подбросить вверх нарезанные цветные кусочки. Полезно не только мельчить бумагу, но и собирать её с пола. Устраивайте состязания — кто соберёт кусочков больше и быстрее.
ЖИК И ВЖИК
Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью «вперёд — назад» по другой раскрытой ладони.
-
Братцев попросил скворец
Смастерить ему дворец —
Распилили доски вмиг,
Только слышно: «жик» и «вжик».
Между прочим, из конфетных фантиков получаются разнообразные миниатюры. Устройте конкурс, кто сможет сложить из фантика самый маленький квадратик, треугольник, прямоугольник, ромбик, трапецию, самую тонкую трубочку-цилиндр. Эта игра № 11 «Миниатюры из фантиков» поможет ещё и в изучении или повторении геометрических фигур.
ТУК И СТУК
Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук».
-
Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают «тук-ту-тук» —
Раздаётся «стук-стук-стук».
Между прочим, после очередной «охоты» за природными материалами собранные небольшие предметы (камешки, палочки, листики, семена и т.п.) уже дома обрисуйте карандашом или фломастером на листе бумаги. Эту игру можно превратить в игру-загадку. То есть первый участник обводит, к примеру, один из кленовых листочков из собранного букета, а другой участник путём подбора должен угадать, след какого листочка представлен. Это игра № 12 — «СЛЕДственный эксперимент».
КАП-КАП-КАП
В этой игре, развивающей, помимо всего прочего, ловкость рук, во время чтения 1-ой и 2-ой строчек стихотворения стучим поочерёдно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-ей — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т. д., не соединяя при этом сами ладошки.); во время 4-ой строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.
-
1. Кап-кап-кап — закапал дождик.
2. Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
3. Раз, два, три, четыре, пять —
4. Дождику нас не достать.
Между прочим, загадки можно загадывать и при помощи обычных спичек или небольших тонких палочек. Получится игра № 13 — «Спичечные загадки». По очереди выкладывайте на столе друг перед другом спичечные загадки: дом, метлу, грабли, расчёску, клюшку, вязальный крючок, лопату, щётку, удочку, ракету, барабан, солнце, флажок, кораблик, забор и т.д. Можно подсказывать, к какой группе предметов относится загадка: одежда — юбка, шапка, брюки; мебель — стул, кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце, кастрюля; растения — куст, берёза, ёлка, цветок и т.д.
ЦОК-ЦОК
В этой игре во время 1-ой половины стихотворения надо поочерёдно сгибать пальцы сначала одной, потом второй руки, а на последней строчке перевернуть кулачки и, прижав их друг к другу, поводить ими вперёд-назад, имитируя езду на лошадке. Во время чтения второй половины стихотворения поочерёдно разгибаем пальчики, а на последней строчке разводим руки в стороны.
-
Топ лошадку запрягает –
На лошадку надевает:
Одну красную уздечку — цок-цок,
На уздечку два сердечка — цок-цок,
Три серебряных кольца — цок-цок
И четыре бубенца — цок-цок,
Пять тесёмок на попонку — цок-цок,
Шесть цветочков в её чёлку — цок-цок,
Семь косичек вплёл ей в гриву — цок-цок,
Восемь бантиков красивых — цок-цок,
Девять кружев, десять лент — цок-цок –
Теперь можно ехать в свет! Топ лошадку распрягает –
И с лошадки он снимает:
Одну красную уздечку — цок-цок,
А с уздечки два сердечка — цок-цок,
Три серебряных кольца — цок-цок
И четыре бубенца — цок-цок,
Пять тесёмочек с попонки — цок-цок,
Шесть цветочков с её чёлки — цок-цок,
Семь он кос расплёл из гривы — цок-цок,
Восемь бантиков красивых — цок-цок,
Девять кружев, десять лент –
Больше ничего и нет!
Между прочим, полезна для развития ловкости рук игра № 14 — «Особо ценный груз». Для неё понадобится любая бумага (подойдёт и газетная), несколько небольших предметов (мелкие игрушки, чайные и столовые ложки и т.д.) и скотч. Объясните, что эти предметы необходимо тщательно завернуть в бумагу, чтобы подготовить к отправке, допустим, за океан. Пусть ребёнок их упаковывает, а взрослый помогает скотчем закрепить бумагу. Таким же образом можно поиграть, например, в «Магазин»: взрослый «покупает» эти предметы и просит ребёнка запаковать их.
Источник: книга Татьяны Кислинской «Гениальность на кончиках пальцев: развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет.». Если книга Вас заинтересовала, Вы можете приобрести собственный экземпляр на сайте Издательства психологической литературы «Генезис».
#
Всего комментариев: 1
Написать комментарий
артур (2020-12-09 03:32:15)
ответить