Кризис первого года
Внимательные родители всегда отмечают,
что в поведении их ребенка появляется что-то
новое и с удовольствием сообщают об этом родным и близким. Но вот наступает период, когда новшества накапливаются так быстро и в таком количестве, что не успеваешь отмечать. При этом
не всегда новые проявления радуют родителей.
Часто приходится слышать жалобы на то, что малыш был такой хороший, ласковый, послушный, а вот теперь стал вредным, упрямым, сердится, дерется, а ему всего-то 11 месяцев! Или: "Такая стала обидчивая, слова не скажи! Я ей - не лезь к утюгу, горячий, обожжешься! А она такую скорчит гримасу, губки сквасит, отвернется, обижается". А вот наиболее распространенный случай:
"Ему говоришь "нельзя", а он нарочно, нарочно делает и смотрит, ждет, что ты сделаешь".
Главное, что должны понимать родители: случаи упрямства и негативизма малыша надо воспринимать как естественные признаки утверждения зарождающейся личности. Однако негативные проявления вовсе не обязательны, кризис может протекать и без них. Отличительная характеристика кризиса - быстрое, в течение короткого промежутка, накопление новых проявлений, черт в поведении ребенка.
Что же нового появляется в поведении малыша? У детей из семьи это в основном признаки самостоятельности, настойчивости, противопоставления себя взрослому, и вместе с тем это усвоение многих умений и навыков. У детей из дома ребенка меньше признаков противопоставления и настойчивости, скорее это навыки и умения, а среди эмоциональных проявлений - обидчивость. Основное различие касается таких качеств, как поиск сопереживания, попытки разделить радость или огорчение со взрослым. У воспитанников дома ребенка они почти отсутствуют.
Малыши научаются оценивать свои действия, радуются успеху и огорчаются из-за неудачи, а на порицание взрослого склонны реагировать во многих случаях отрицательно. Мы связываем подобные проявления также с процессами становления личности. Только отношение ребенка к себе как к личности может вызвать такие реакции на оценку взрослым его умений.
Итак, к году младенец успешно овладевает не только сложными движениями, действиями с предметами, пониманием речи, двумя формами общения, не только преуспевает в интеллектуальном развитии, но и продвигается по пути личностного развития, Это обстоятельство нельзя игнорировать. Теперь Вы имеете дело с настоящим маленьким человеком, и хотя ему еще предстоит многое усвоить, фундаментальные основы для его развития уже заложены. Желают того родители или нет, но они внесли свой вклад в формирование личности малыша и то, каким он будет дальше, в значительной мере зависит от взаимоотношений, сложившихся у них с ребенком на первом году жизни.
По книге Н.Н.Авдеевой: "Психология вашего младенца"
#
Главное, что должны понимать родители: случаи упрямства и негативизма малыша надо воспринимать как естественные признаки утверждения зарождающейся личности. Однако негативные проявления вовсе не обязательны, кризис может протекать и без них. Отличительная характеристика кризиса - быстрое, в течение короткого промежутка, накопление новых проявлений, черт в поведении ребенка.
Что же нового появляется в поведении малыша? У детей из семьи это в основном признаки самостоятельности, настойчивости, противопоставления себя взрослому, и вместе с тем это усвоение многих умений и навыков. У детей из дома ребенка меньше признаков противопоставления и настойчивости, скорее это навыки и умения, а среди эмоциональных проявлений - обидчивость. Основное различие касается таких качеств, как поиск сопереживания, попытки разделить радость или огорчение со взрослым. У воспитанников дома ребенка они почти отсутствуют.
Малыши научаются оценивать свои действия, радуются успеху и огорчаются из-за неудачи, а на порицание взрослого склонны реагировать во многих случаях отрицательно. Мы связываем подобные проявления также с процессами становления личности. Только отношение ребенка к себе как к личности может вызвать такие реакции на оценку взрослым его умений.
Итак, к году младенец успешно овладевает не только сложными движениями, действиями с предметами, пониманием речи, двумя формами общения, не только преуспевает в интеллектуальном развитии, но и продвигается по пути личностного развития, Это обстоятельство нельзя игнорировать. Теперь Вы имеете дело с настоящим маленьким человеком, и хотя ему еще предстоит многое усвоить, фундаментальные основы для его развития уже заложены. Желают того родители или нет, но они внесли свой вклад в формирование личности малыша и то, каким он будет дальше, в значительной мере зависит от взаимоотношений, сложившихся у них с ребенком на первом году жизни.
По книге Н.Н.Авдеевой: "Психология вашего младенца"
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий