Страхи у детей: ошибки и вопросы родителей
Что такое страх, знает каждый. Напряжение, беспокойство, предчувствие
опасности или мучительные переживания — у разных людей
чувство страха может проявляться по-разному и с разной силой. Страхов
существует великое множество. Какие-то страхи легко объяснимы с точки
зрения обычной логики, например, страх террористического акта или страх
родителей, что их ребенок будет употреблять наркотики. Есть
малопонятные окружающим «странные» страхи
— страх насекомых или страх открытых пространств и т.д. С
древности люди пытались классифицировать страхи, вот почему у
большинства из них есть свои латинские названия.
Если у взрослого человека спросить, чего он боялся в детстве, то про свои детские страхи он скорее всего будет рассказывать с улыбкой. «Снежная маска» и сердитый врач в белом халате, пылесос и лохматая папина шапка кажутся такими безобидными по сравнению со «взрослыми» страхами. Например, страхом несчастного случая или потери работы, опасением попасть в неловкое положение у всех на виду или совершить ошибку, от которой могут пострадать другие люди. Вот чего, по мнению многих взрослых, «стоит» бояться.
При этом нередки случаи, когда и дети, и родители боятся одного и того же — например, грозы или собак. Иногда страх становится общим для трех и более поколений в семье. Возникает закономерный вопрос. Наследуются ли страхи на генетическом уровне или дети «заражаются» ими от родителей уже после своего рождения?
Верно скорее второе. Однако специальные исследования показывают, что на генетическом уровне может закладываться предрасположенность к страхам, то есть подверженность им. Нервная система склонных к страхам детей обладает высокой чувствительностью. Замечено, что подверженные страхам дети не способны к ответной агрессии. Они вообще не склонны к внешнему открытому выражению чувств, — они все держат в себе и долго удерживают в памяти свои страхи.
Тем не менее многие взрослые могут рассказать, что их собственные страхи в детстве менялись по мере роста, а некоторые совершенно забылись. Действительно, многие страхи носят временный характер. И связано это с тем, что по мере роста ребенка развивается его чувствительность к определенным сигналам внешнего мира. Чрезмерно сильное раздражение, например, определенного органа чувств может спровоцировать реакцию в виде страха. Скажем, у малыша может проявиться страх громких, резких звуков. Это прежде всего свидетельствует о том, что развиваются его органы восприятия и переработки звуковых сигналов.
Так, страх является сигналом какой-то опасности, реальной или кажущейся. Чувствуя страх, человек начинает искать способ избежать опасности, защититься. Получив необходимую защиту, человек успокаивается, расслабляется, его страх исчезает.
Почему в детстве страх — одна из самых распространенных реакций? Да потому что инстинкт самосохранения выражен сильно (иначе младенец не сможет выжить), а жизненного опыта еще нет. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей. У маленьких детей все реально — и огнедышащий дракон, и дядя, который, согласно родительским рассказам, его может «украсть». Представление о реальности складывается у детей постепенно, а с ним развивается и способность справляться со своими страхами.
Таким образом, страх оказывает нам немалую услугу. Лишенный страха человек не замечает опасности, а значит, постоянно подвергает риску свою жизнь. Однако для многих людей чувство страха становится проблемой. Из друга страх превращается во врага, отравляющего жизнь и мешающего нормальному общению с другими людьми. Как отличить «нормальный» страх от болезненного чувства страха, на какие критерии стоит ориентироваться?
Известный детский психолог и психотерапевт А.И. Захаров в своей книге «Как преодолеть страхи у детей» пишет: «Обычно страх кратковременен и обратим, не затрагивает глубоко личность человека, не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с другими людьми. Однако бывают и ярко выраженные, устойчивые страхи, для которых характерно почти полное отсутствие контроля со стороны сознания. Подобные сильные страхи оказывают неблагоприятное воздействие на характер человека, его отношения с людьми и качество его жизни».
Чем опасен длительный страх для человека, для ребенка в частности? Страх пропитывает все чувства тревожной окраской и вытесняет положительные эмоции — радость, смех, ощущение полноты жизни, оставляя вместо них удрученность, пессимизм, неуверенность в своих силах. Страх парализует активность человека, порождает чувство бессилия и безнадежности. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, он заранее настраивается на неудачу, убеждая себя в собственной неспособности и ничтожности.
«Детские страхи, — замечает Захаров, — если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются на длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, о неблагоприятных условиях окружающей среды».
Какие неблагоприятные условия имеются в виду? В главе, посвященной нарушениям сна, уже говорилось о том, что для здорового роста и развития ребенка-дошкольника родители должны обеспечить ему ощущение безопасности. Ребенок, особенно младенец до 3 лет, получает защиту от своих страхов у матери. Такова природа его формирующейся психики.
По разным причинам мать и родители в целом могут не справляться с этой функцией. Самые распространенные причины: мама сама может находиться в эмоциональном кризисе, например, испытывать депрессию. В этом случае ребенок, тонко чувствующий состояние матери, может «заразиться» от нее беспокойством и трансформировать его в какой-то присущий его возрасту страх. В такой ситуации желательно, чтобы в заботу о малыше включился кто-то из близких, кто мог бы внушить ребенку столь необходимое ему ощущение стабильности, предсказуемости мира и покоя.
Иногда ребенок становится свидетелем серьезных семейных конфликтов, что самым болезненным образом отражается на состоянии его души. Оплот его спокойствия и безопасности — родители ссорясь друг с другом, подрывают веру ребенка в надежность его семьи. Если описать чувства ребенка в подобной ситуации, то они сродни переживанию землетрясения. «Как мне жить дальше, если взрослые могут с такой ненавистью и злобой относиться друг к другу? Значит, так же они могут отнестись и ко мне». Родители часто недооценивают то негативное впечатление, которое производят их скандалы на ребенка. Они-то знают, что за скандалом может наступить и примирение. Маленький ребенок этого не знает и не понимает. У него может сложиться ощущение, что злостью и яростью взрослые могут чуть ли не убить друг друга; или ему будет казаться, что он сам не выдержит и умрет от ужаса, который охватывает его при виде наиболее сильных скандалов. Иногда детям в такой ситуации кажется, что ссора произошла из-за них, их плохого поведения и т.п. Ребенок будет стараться сделать все, что в его силах, чтобы избежать повторения этих сцен, не понимая, как мало от него зависит. Это очень серьезная нагрузка на его психику, и возникновение тех или иных страхов в этой ситуации гарантировано.
По этим же причинам глубокую психологическую травму ребенку может нанести развод родителей. Но это тема отдельной беседы.
Что еще может вызвать у ребенка страх, беспокойство? Какими своими ошибочными действиями родители могут невольно вызвать страхи у детей? Самыми распространенными источниками детских страхов являются:
Еще раз необходимо отметить, что дети очень впечатлительны. Грань между реальностью и вымыслом для них еще очень зыбкая. Вот почему детский, казалось бы, фильм или даже всем известная сказка про Бабу Ягу могут привести к возникновению того или иного страха. Вот пример из письма родителей:
Начнем с того, что малопонятные иррациональные страхи у детей обычно не встречают понимания у родителей. Как уже было отмечено вначале, взрослым вообще свойственно относиться к проявлениям страхов у детей с некоторой долей снисходительности. «Смешно бояться таких вещей» или «Ты не должен бояться таких глупостей» — могут услышать от них дети. Правы ли мы, взрослые? Ведь в общем-то нами движет намерение рассеять страх ребенка, помочь ему с ним справиться.
Что чувствует в этот момент ребенок? Что с ним происходит что-то «неправильное». «Бояться нехорошо», — понимает он. Но поскольку так просто от страха обычно не отделаться, то каждый раз, когда ребенок чувствует страх, он может опасаться признаться в своих переживаниях. Помогает это преодолению страха? Да ничуть! Ведь первая задача родителей, которые хотят помочь ребенку преодолеть свой страх, — это изучить этого «врага», так сказать, в лицо. Причем во всех подробностях.
Иногда родители считают, что, вызывая своего ребенка на разговор о причинах его страхов, они тем самым только усиливают их. Но это не так. Страх безотчетный, неосознаваемый гораздо сильнее, чем страх строго определенный, возникающий лишь в определенной ситуации. Выясняя у ребенка, что его пугает, можно уменьшить «радиус» действия страха «загнать тем самым в рамки». А это тоже уже шаг к победе.
Если ребенок уже умеет рисовать, то нужно попросить его нарисовать страшное «как получится». Понятно, что поначалу, предложение родителей может не вызвать у ребенка энтузиазма, тогда стоит предложить ребенку свою помощь: «Давай вместе нарисуем». Поддержка взрослого должна ободрить ребенка. По рекомендации Захарова, применяющего рисуночную терапию страхов на протяжении вот уже нескольких десятков лет, стоит нарисовать два рисунка:
1.Пугающего объекта — например, злой собаки.
2.Сцену победы над пугающим объектом — например, мальчика с палкой рядом с собакой.
Можно начать с более простого задания. Нарисовать условный страшный объект — черное пятно, например. И попросить ребенка порвать бумагу — уничтожить страх. Можно спросить у самого ребенка, что именно он хотел бы сделать с рисунком. Выбросить в мусорную корзину? Спустить в унитаз? Один мальчик в этой ситуации захотел заморозить свой страх в морозилке.
Надо заметить, что подобной игры может оказаться недостаточно для полной победы над страхом. Но в ней ребенок впервые получает возможность для «преодоления страха», а значит, ощущения своей силы и веры в себя. Это очень важный для него опыт. Который, судя по всему, он захочет еще раз повторить.
Другой способ преодолеть страх — сыграть в игру, в которой, к примеру, мишка сначала боится Бабу Ягу, а потом преодолевает свой страх. И либо приказывает ей «исчезнуть», либо прогоняет ее сам с помощью игрушечного оружия и т.п. «Игровые методы» преодоления страхов хороши как для малышей, так и для подросших детей — старшего школьного возраста. В игре дети получают свой первый жизненный опыт. Идентификация себя с храбрым мишкой, предложение мамы победить Бабу Ягу от «его лица» дают ребенку реальную возможность справиться со своими страхами. И значение таких игр не стоит недооценивать.
Прекрасным средством для преодоления детских страхов является метод сказкотерапии. Его принцип примерно тот же, что и в игровой терапии. Надо выбрать какой-то персонаж и в сказочной реальности столкнуть его с той же проблемой, которую переживает ваш ребенок. Важно довольно подробно описать чувства персонажа: его нерешительность, сомнения в победе над страшным врагом, его способ поддерживать свои силы, решимость (будь то дружеская помощь других персонажей или обращение за мудрым советом к волшебнику и т.п.) и в финале подробно описать сцену победы над «чудовищем» или «злодеем». И урок или мораль всей сказки: у нас есть силы победить свой страх, и хоть на это сложно решиться, тебе обязательно помогут в этой схватке «добрые силы».
Если первая попытка разделаться со страхом не удалась, не стоит торопиться отказываться от этого способа или считать его неэффективным. Вполне возможно, что ребенку просто нужно больше времени, чтобы начать «продвигаться вперед». У него свой темп, с которым нужно обязательно считаться, и поощрять его за малейшую попытку перебороть себя. И ни в коем случае не надо его критиковать за отказ выполнить ваши рекомендации. Залог успеха работы над страхами ребенка — его добровольное и заинтересованное сотрудничество. Принуждение ребенка к преодолению страха против его воли вряд ли что-то даст. Вот почему родителям, не умеющим оценить эмоциональное состояние своего ребенка, лучше доверить работу по преодолению страхов у него профессионалу, детскому психологу или психотерапевту.
Итак, большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер, но они способны усилиться и задержаться надолго при неблагоприятных условиях внешней среды. Такими неблагоприятными факторами могут быть неправильное поведение родителей в отношении детских страхов, ссоры и конфликты в семье, происходящие на глазах ребенка, а также страхи самих родителей, которыми они невольно заражают своих детей.
Так, Захаров в своей книге о детских страхах пишет: «Антитеза страхов — способность действовать свободно, непринужденно и уверенно. Самая лучшая форма профилактики страхов заключается в создании наиболее благоприятных условий для формирования личности, реализации возрастных возможностей и потребностей ребенка. Условия для детства, не омраченного страхами, — это различные кружки и секции, в которых ребенок получает опыт общения с детьми, совместные игры и развлечения, а также совместные развлечения со взрослыми: аттракционы, игры на природе, походы и путешествия. Чем ярче и разнообразнее впечатления ребенка от жизни, чем богаче его опыт, тем более «закаленным» будет ребенок перед жизнью и ее испытаниями».
***
Выводы:
Типичной ошибкой родителей в отношении страхов у детей является отрицание — «этого не может быть, не важно, что за ерунда?..» Причиной, как обычно, являются «благие намерения» родителей, которые желают показать детям, что их страхи напрасны.
Ошибочными действиями могут быть осуждение, высмеивание ребенка, принуждение его преодолеть страх. Часто это отношение к страхам ребенка характерно для пап, которые хотят видеть в своем сыне «настоящего мужчину».
Последствия этой позиции родителей приводят к тому, что ребенок остается один на один со своими страхами. К этому добавляются переживания собственной ущербности и «неправильности» за свое состояние и свои чувства. В итоге страх загоняется вглубь. Его действие тем самым не ослабевает, а скорее усиливается, но подобраться к нему теперь уже значительно труднее.
Правильные действия:
Важно не торопить ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и психологическая поддержка обязательно принесут свои плоды.
***
Теперь ответы на письма родителей.
#
Если у взрослого человека спросить, чего он боялся в детстве, то про свои детские страхи он скорее всего будет рассказывать с улыбкой. «Снежная маска» и сердитый врач в белом халате, пылесос и лохматая папина шапка кажутся такими безобидными по сравнению со «взрослыми» страхами. Например, страхом несчастного случая или потери работы, опасением попасть в неловкое положение у всех на виду или совершить ошибку, от которой могут пострадать другие люди. Вот чего, по мнению многих взрослых, «стоит» бояться.
При этом нередки случаи, когда и дети, и родители боятся одного и того же — например, грозы или собак. Иногда страх становится общим для трех и более поколений в семье. Возникает закономерный вопрос. Наследуются ли страхи на генетическом уровне или дети «заражаются» ими от родителей уже после своего рождения?
Верно скорее второе. Однако специальные исследования показывают, что на генетическом уровне может закладываться предрасположенность к страхам, то есть подверженность им. Нервная система склонных к страхам детей обладает высокой чувствительностью. Замечено, что подверженные страхам дети не способны к ответной агрессии. Они вообще не склонны к внешнему открытому выражению чувств, — они все держат в себе и долго удерживают в памяти свои страхи.
Тем не менее многие взрослые могут рассказать, что их собственные страхи в детстве менялись по мере роста, а некоторые совершенно забылись. Действительно, многие страхи носят временный характер. И связано это с тем, что по мере роста ребенка развивается его чувствительность к определенным сигналам внешнего мира. Чрезмерно сильное раздражение, например, определенного органа чувств может спровоцировать реакцию в виде страха. Скажем, у малыша может проявиться страх громких, резких звуков. Это прежде всего свидетельствует о том, что развиваются его органы восприятия и переработки звуковых сигналов.
Так, страх является сигналом какой-то опасности, реальной или кажущейся. Чувствуя страх, человек начинает искать способ избежать опасности, защититься. Получив необходимую защиту, человек успокаивается, расслабляется, его страх исчезает.
Почему в детстве страх — одна из самых распространенных реакций? Да потому что инстинкт самосохранения выражен сильно (иначе младенец не сможет выжить), а жизненного опыта еще нет. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочных персонажей. У маленьких детей все реально — и огнедышащий дракон, и дядя, который, согласно родительским рассказам, его может «украсть». Представление о реальности складывается у детей постепенно, а с ним развивается и способность справляться со своими страхами.
Таким образом, страх оказывает нам немалую услугу. Лишенный страха человек не замечает опасности, а значит, постоянно подвергает риску свою жизнь. Однако для многих людей чувство страха становится проблемой. Из друга страх превращается во врага, отравляющего жизнь и мешающего нормальному общению с другими людьми. Как отличить «нормальный» страх от болезненного чувства страха, на какие критерии стоит ориентироваться?
Известный детский психолог и психотерапевт А.И. Захаров в своей книге «Как преодолеть страхи у детей» пишет: «Обычно страх кратковременен и обратим, не затрагивает глубоко личность человека, не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с другими людьми. Однако бывают и ярко выраженные, устойчивые страхи, для которых характерно почти полное отсутствие контроля со стороны сознания. Подобные сильные страхи оказывают неблагоприятное воздействие на характер человека, его отношения с людьми и качество его жизни».
Чем опасен длительный страх для человека, для ребенка в частности? Страх пропитывает все чувства тревожной окраской и вытесняет положительные эмоции — радость, смех, ощущение полноты жизни, оставляя вместо них удрученность, пессимизм, неуверенность в своих силах. Страх парализует активность человека, порождает чувство бессилия и безнадежности. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, он заранее настраивается на неудачу, убеждая себя в собственной неспособности и ничтожности.
«Детские страхи, — замечает Захаров, — если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются на длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, о неблагоприятных условиях окружающей среды».
Какие неблагоприятные условия имеются в виду? В главе, посвященной нарушениям сна, уже говорилось о том, что для здорового роста и развития ребенка-дошкольника родители должны обеспечить ему ощущение безопасности. Ребенок, особенно младенец до 3 лет, получает защиту от своих страхов у матери. Такова природа его формирующейся психики.
По разным причинам мать и родители в целом могут не справляться с этой функцией. Самые распространенные причины: мама сама может находиться в эмоциональном кризисе, например, испытывать депрессию. В этом случае ребенок, тонко чувствующий состояние матери, может «заразиться» от нее беспокойством и трансформировать его в какой-то присущий его возрасту страх. В такой ситуации желательно, чтобы в заботу о малыше включился кто-то из близких, кто мог бы внушить ребенку столь необходимое ему ощущение стабильности, предсказуемости мира и покоя.
Иногда ребенок становится свидетелем серьезных семейных конфликтов, что самым болезненным образом отражается на состоянии его души. Оплот его спокойствия и безопасности — родители ссорясь друг с другом, подрывают веру ребенка в надежность его семьи. Если описать чувства ребенка в подобной ситуации, то они сродни переживанию землетрясения. «Как мне жить дальше, если взрослые могут с такой ненавистью и злобой относиться друг к другу? Значит, так же они могут отнестись и ко мне». Родители часто недооценивают то негативное впечатление, которое производят их скандалы на ребенка. Они-то знают, что за скандалом может наступить и примирение. Маленький ребенок этого не знает и не понимает. У него может сложиться ощущение, что злостью и яростью взрослые могут чуть ли не убить друг друга; или ему будет казаться, что он сам не выдержит и умрет от ужаса, который охватывает его при виде наиболее сильных скандалов. Иногда детям в такой ситуации кажется, что ссора произошла из-за них, их плохого поведения и т.п. Ребенок будет стараться сделать все, что в его силах, чтобы избежать повторения этих сцен, не понимая, как мало от него зависит. Это очень серьезная нагрузка на его психику, и возникновение тех или иных страхов в этой ситуации гарантировано.
По этим же причинам глубокую психологическую травму ребенку может нанести развод родителей. Но это тема отдельной беседы.
Что еще может вызвать у ребенка страх, беспокойство? Какими своими ошибочными действиями родители могут невольно вызвать страхи у детей? Самыми распространенными источниками детских страхов являются:
- непосредственные угрозы и запугивание родителями, типа «отдам тебя в детский дом»;
- разговоры при ребенке о смерти, болезнях, несчастных случаях и убийствах;
- ну и, конечно, телевидение — мультфильмы и фильмы-«ужастики», и особенно передачи для взрослых, смакующие тему насилия.
Еще раз необходимо отметить, что дети очень впечатлительны. Грань между реальностью и вымыслом для них еще очень зыбкая. Вот почему детский, казалось бы, фильм или даже всем известная сказка про Бабу Ягу могут привести к возникновению того или иного страха. Вот пример из письма родителей:
-
Моей доченьке 2 года 9 месяцев. Читаем мы с ней перед сном каждый день
по 30 минут. После сказок с участием Бабы-Яги она стала бояться
засыпать одна, она ее боится! Мы с мужем ей постоянно объясняем, что
это все придумано и т.д., но это не помогает (плачет). Подскажите, как
с этим страхом справиться моему ребенку? Мария
-
Нашей доченьке 1 год 3 месяца. Всегда была очень спокойной улыбчивой
девочкой. А месяц назад напугала нас с папой тем, что заплакала от вида
черной нитки на игрушке..Потом все чаще стала пугаться мелких черных
или темных предметов. Иногда от страха ее начинает трясти. Педиатр
сказала, что надо обратиться к психологу, если не пройдет в течение
месяца. Мне кажется, что ситуация усугубляется. Анализировали, что
могло ее напугать. Теряемся в догадках. Арина
Начнем с того, что малопонятные иррациональные страхи у детей обычно не встречают понимания у родителей. Как уже было отмечено вначале, взрослым вообще свойственно относиться к проявлениям страхов у детей с некоторой долей снисходительности. «Смешно бояться таких вещей» или «Ты не должен бояться таких глупостей» — могут услышать от них дети. Правы ли мы, взрослые? Ведь в общем-то нами движет намерение рассеять страх ребенка, помочь ему с ним справиться.
Что чувствует в этот момент ребенок? Что с ним происходит что-то «неправильное». «Бояться нехорошо», — понимает он. Но поскольку так просто от страха обычно не отделаться, то каждый раз, когда ребенок чувствует страх, он может опасаться признаться в своих переживаниях. Помогает это преодолению страха? Да ничуть! Ведь первая задача родителей, которые хотят помочь ребенку преодолеть свой страх, — это изучить этого «врага», так сказать, в лицо. Причем во всех подробностях.
Иногда родители считают, что, вызывая своего ребенка на разговор о причинах его страхов, они тем самым только усиливают их. Но это не так. Страх безотчетный, неосознаваемый гораздо сильнее, чем страх строго определенный, возникающий лишь в определенной ситуации. Выясняя у ребенка, что его пугает, можно уменьшить «радиус» действия страха «загнать тем самым в рамки». А это тоже уже шаг к победе.
Если ребенок уже умеет рисовать, то нужно попросить его нарисовать страшное «как получится». Понятно, что поначалу, предложение родителей может не вызвать у ребенка энтузиазма, тогда стоит предложить ребенку свою помощь: «Давай вместе нарисуем». Поддержка взрослого должна ободрить ребенка. По рекомендации Захарова, применяющего рисуночную терапию страхов на протяжении вот уже нескольких десятков лет, стоит нарисовать два рисунка:
1.Пугающего объекта — например, злой собаки.
2.Сцену победы над пугающим объектом — например, мальчика с палкой рядом с собакой.
Можно начать с более простого задания. Нарисовать условный страшный объект — черное пятно, например. И попросить ребенка порвать бумагу — уничтожить страх. Можно спросить у самого ребенка, что именно он хотел бы сделать с рисунком. Выбросить в мусорную корзину? Спустить в унитаз? Один мальчик в этой ситуации захотел заморозить свой страх в морозилке.
Надо заметить, что подобной игры может оказаться недостаточно для полной победы над страхом. Но в ней ребенок впервые получает возможность для «преодоления страха», а значит, ощущения своей силы и веры в себя. Это очень важный для него опыт. Который, судя по всему, он захочет еще раз повторить.
Другой способ преодолеть страх — сыграть в игру, в которой, к примеру, мишка сначала боится Бабу Ягу, а потом преодолевает свой страх. И либо приказывает ей «исчезнуть», либо прогоняет ее сам с помощью игрушечного оружия и т.п. «Игровые методы» преодоления страхов хороши как для малышей, так и для подросших детей — старшего школьного возраста. В игре дети получают свой первый жизненный опыт. Идентификация себя с храбрым мишкой, предложение мамы победить Бабу Ягу от «его лица» дают ребенку реальную возможность справиться со своими страхами. И значение таких игр не стоит недооценивать.
Прекрасным средством для преодоления детских страхов является метод сказкотерапии. Его принцип примерно тот же, что и в игровой терапии. Надо выбрать какой-то персонаж и в сказочной реальности столкнуть его с той же проблемой, которую переживает ваш ребенок. Важно довольно подробно описать чувства персонажа: его нерешительность, сомнения в победе над страшным врагом, его способ поддерживать свои силы, решимость (будь то дружеская помощь других персонажей или обращение за мудрым советом к волшебнику и т.п.) и в финале подробно описать сцену победы над «чудовищем» или «злодеем». И урок или мораль всей сказки: у нас есть силы победить свой страх, и хоть на это сложно решиться, тебе обязательно помогут в этой схватке «добрые силы».
Если первая попытка разделаться со страхом не удалась, не стоит торопиться отказываться от этого способа или считать его неэффективным. Вполне возможно, что ребенку просто нужно больше времени, чтобы начать «продвигаться вперед». У него свой темп, с которым нужно обязательно считаться, и поощрять его за малейшую попытку перебороть себя. И ни в коем случае не надо его критиковать за отказ выполнить ваши рекомендации. Залог успеха работы над страхами ребенка — его добровольное и заинтересованное сотрудничество. Принуждение ребенка к преодолению страха против его воли вряд ли что-то даст. Вот почему родителям, не умеющим оценить эмоциональное состояние своего ребенка, лучше доверить работу по преодолению страхов у него профессионалу, детскому психологу или психотерапевту.
Итак, большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер, но они способны усилиться и задержаться надолго при неблагоприятных условиях внешней среды. Такими неблагоприятными факторами могут быть неправильное поведение родителей в отношении детских страхов, ссоры и конфликты в семье, происходящие на глазах ребенка, а также страхи самих родителей, которыми они невольно заражают своих детей.
Так, Захаров в своей книге о детских страхах пишет: «Антитеза страхов — способность действовать свободно, непринужденно и уверенно. Самая лучшая форма профилактики страхов заключается в создании наиболее благоприятных условий для формирования личности, реализации возрастных возможностей и потребностей ребенка. Условия для детства, не омраченного страхами, — это различные кружки и секции, в которых ребенок получает опыт общения с детьми, совместные игры и развлечения, а также совместные развлечения со взрослыми: аттракционы, игры на природе, походы и путешествия. Чем ярче и разнообразнее впечатления ребенка от жизни, чем богаче его опыт, тем более «закаленным» будет ребенок перед жизнью и ее испытаниями».
***
Выводы:
Типичной ошибкой родителей в отношении страхов у детей является отрицание — «этого не может быть, не важно, что за ерунда?..» Причиной, как обычно, являются «благие намерения» родителей, которые желают показать детям, что их страхи напрасны.
Ошибочными действиями могут быть осуждение, высмеивание ребенка, принуждение его преодолеть страх. Часто это отношение к страхам ребенка характерно для пап, которые хотят видеть в своем сыне «настоящего мужчину».
Последствия этой позиции родителей приводят к тому, что ребенок остается один на один со своими страхами. К этому добавляются переживания собственной ущербности и «неправильности» за свое состояние и свои чувства. В итоге страх загоняется вглубь. Его действие тем самым не ослабевает, а скорее усиливается, но подобраться к нему теперь уже значительно труднее.
Правильные действия:
- признать страх ребенка, «позволить» ребенку испытывать его;
- разузнать подробности испытываемого ребенком страха, пусть он расскажет о том, что его пугает в деталях, — это уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» пугающего объекта;
- с помощью различных приемов — игры, рисунка, сказкотерапии — обыграть ситуацию победы над страхом, предоставив при этом инициативу именно ребенку.
Важно не торопить ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и психологическая поддержка обязательно принесут свои плоды.
***
Теперь ответы на письма родителей.
- Нашей доченьке 1год 3месяца. Всегда
была очень спокойной улыбчивой девочкой. А месяц назад напугала нас с
папой тем, что заплакала от вида черной нитки на игрушке. Потом все
чаще стала пугаться мелких черных или темных предметов. Иногда от
страха ее начинает трясти. Педиатр предложила обратиться к психологу,
если не пройдет в течение месяца. Мне кажется, что ситуация
усугубляется. Анализировали, что могло ее напугать. Теряемся в
догадках. К тому же педиатр сказала, что для детских страхов еще
рановато, но что же это? Арина.
- Наш сын, 10,5 месяцев, стал бояться купаться в своей
маленькой ванночке. Сначала он боялся душа. Мы решили, это из-за того,
что он шумит, так как шума фена и пылесоса он тоже побаивается. Но
после того как мы съездили на море (только ножки помочили) и в бассейн
(только водичку показывали), он стал бoяться садиться в ванночку,
упирается и даже может описаться, я думаю — от испуга. И
потом в ней только стоит. А раньше спокойно сидел и с игрушками играл.
Как нам его теперь мыть? И как помочь ему с этим страхом? Maria.
- Моей дочке 2 года 7 месяцев. Она очень часто произносит слово
«боюсь». Бояться может абсолютно разных людей и
вещей, причем сегодня одного дядю боится, завтра уже нет.
Что это может быть? Испуг или что-то еще? Оксана.
-
Моему сыну 1 год 8 месяцев. Летом мы жили на даче, и там случился
пожар, погибли наши друзья. Я сама чудом проснулась (все произошло
ночью) и выскочила с ним на улицу. После пожара он стал плохо спать по
ночам. Должна сказать, что он вообще довольно беспокойный ребенок, но
до этого спал хорошо и даже иногда просился ночью в туалет, после чего
благополучно засыпал. После несчастного случая мы с мужем отдали его на
некоторое время родителям в другой город (некому было с ним сидеть
здесь), и там он успокоился, стал снова спать. А когда забрали его
обратно, стало еще хуже. Он просыпается мокрый (мы давно не кладем его
в памперсе) или даже сухой и начинает так кричать, пищать и заходиться,
что мне становится страшно! Никакие разговоры, уговоры (это при том,
что он уже давно говорит и, в общем, может объяснить, что ему надо) не
помогают. Я очень беспокоюсь. Иногда, если после подобных истерик
положим его к нам в кровать, он может заснуть, но не всегда. Однако я
не хочу приучать его к родительской кровати, а в своей он ни в какую не
остается, только если укачаем на руках, но это очень и очень трудно и
долго, занимает около полутора или двух часов! Не могу понять, что
вдруг произошло с ним. Татьяна.
- Моя дочь Варя (2 года 2 месяца) перенесла пневмонию в очень тяжелой
форме, почти месяц провела в больнице, из них первые дней пять
— в реанимации, куда маму не пускают, а остальное время
— со мной в отделении. К концу нашего пребывания в клинике я
заметила, что ребенок стал раздражительным, капризным. Надеялась, что
возвращение домой сгладит эту нервозность, сведет на нет. К сожалению,
этого не произошло. Варя настолько привыкла к моему бессменному
присутствию, что не отпускает меня ни на шаг. Особенно это тяжело в
ночное время, так как раньше она засыпала самостоятельно и спала без
проблем всю ночь. Теперь же она требует, чтобы я сидела с ней и даже
гладила ее, пока она не уснет, очень чутко реагирует на мои попытки
уйти. Кроме того, просыпается по несколько раз за ночь, проверяя, на
месте ли я. Очень хочется вернуть благополучное былое. Есть ли в вашей
практике подобные ситуации и как скоро могут пройти последствия
«госпитализма»? Насколько мягко надо себя вести по
сравнению с «нормальным» и
«больничным» режимами (в больнице, конечно, я во
всем шла ей навстречу)? Ко всему, на этом фоне начались капризы и
истерики, очень похожие на широко обсуждаемый в вашем форуме кризис
2—3 лет. Нужно ли обращаться к невропатологу или же это (как
считает ее лечащий врач) сугубо психологическая проблема? Наташа.
- Обращаюсь к вам по просьбе моей подруги. Ее мальчик (1 год 10 месяцев)
после поездки к знакомым стал бояться засыпать самостоятельно. А ночью
постоянно просыпается, зовет маму и сильно плачет. Хотя раньше спал всю
ночь спокойно и вообще сам по характеру очень спокойный. Мы живем не в
России и не знаем, что делать в таких случаях. Он стал бояться даже
подходить к кроватке. Хотя раньше проблем не было: ему давали
бутылочку, и он спокойно засыпал. Виктория.
- Моей дочери 6 лет. 4 месяца назад она стала бояться спать одна в своей
комнате. Как только начинаем с женой разговор о том, что нужно идти
ложиться в кровать, ребенок начинает капризничать, просит лечь в нашей
комнате. На вопрос, почему, отвечает, что ей страшно, или что-то
приснилось и т.д. Как лучше решить эту проблему, ведь ребенку на
следующий год в школу? Руслан.
Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Марины Зажигиной «Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают»
#
Всего комментариев: 2
Написать комментарий
яна (2020-11-12 09:08:34)
ответить
Читатель (2017-11-08 22:08:30)
ответить