Психотехники для учителей: Игры - освобождение
По сути дела, игры-освобождение — это методическое выражение идеи децентрацни, описанной в упражнении «Дерево». Но если ранее были приведены упражнения, направленные на активизацию внутренних сил ролевой децентрации, здесь основное внимание уделено действиям коммуникативной и интеллектуальной децентрации.
Однако от кого необходимо освободиться учителю, занимающемуся психологическими упражнениям? Парадоксально, но в этом случае учитель ставит перед собой цель освобождения от самого себя, своих напряженных состояний и отрицательных эмоций, пытается стать в позицию внешнего и относительно независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.
«Диалог»
Упражнение взято из шведской системы психодрамы, разработанной X. Хогбергом, и модифицировано нами.
Данное упражнение обладает сильным психотерапевтическим эффектом и может быть рекомендовано в тех случаях, когда человек переживает длительный и мучительный конфликт во взаимодействии с другим человеком. Например, молодая учительница прикладывает все свои силы к организации контакта с трудным подростком, а тот грубит ей, нарушает дисциплину. В конфликтную ситуацию может попасть опытный учитель, завуч, директор школы. В нашей практике мы столкнулись со сложным конфликтом директора школы почти со всеми подчиненными ей учителями, начавшимся после ее развода с мужем. Болезненный семейный конфликт был перенесен в сферу профессиональной деятельности.
Активизация внутренних средств коммуникативной децентрации, на формирование которых направлено предлагаемое упражнение, дает человеку возможность «выключиться» из острой конфликтной ситуации, посмотреть на свое участие в ней и поведение партнера по конфликту со стороны, выявить новые, ранее не замечаемые оттенки конфликтного взаимодействия и, в результате, изменить к нему свое отношение.
Упражнение выполняется при активном участии другого человека, желательно школьного психолога. Если последнего в школе нет, в психотерапевтический диалог может вступить другой учитель, близкий член семьи.
Два участника садятся на стулья напротив друг друга. Учитель, предлагающий для разбора конфликтную ситуацию, является ведомым, а его партнер по диалогу — ведущим.
Суть первой фазы упражнения состоит в том, что ведомый играет роль человека, с которым он находится в конфликте, а ведущий — роль, какую наш ведомый являет в реальности. Таким образом, организуется ситуация диалога учителя как бы с самим собой от имени того, с кем он конфликтует. В начале беседы ему предлагается подумать о своем партнере по конфликту, описать его внешность, манеру поведения, профессиональную и семейную ситуации, словом, «вжиться» в роль. Затем начинается собственно диалог, в котором ведомый описывает конфликтную ситуацию от лица человека, с которым он конфликтует, высказывает его мнение, оценку. Ведущий вступает в диалог от лица своего собеседника. После 20—25 минут диалога предлагается его завершить и на второй фазе упражнения разобрать новое содержание, которое появилось в процессе коммуникации: новые обстоятельства, новый взгляд на ситуацию, иные оценки, квалификации. Безусловно важной при этом является позитивная направленность ведущего, его желание найти конструктивные средства для улаживания конфликтной ситуации. Упражнение можно усложнить введением третьей и четвертой фаз. На третьей фазе участникам предлагается поменяться стульями и осуществить диалог, в котором ведомый играет роль самого себя, а ведущий — того человека, с которым он конфликтует, т. е. производится смена стульев и ролей.
На четвертой фазе упражнения производится анализ нового, что открылось в беседе: позиций двух конфликтующих людей, их состояний, желаний, стремлений и установок. Так же, как и на второй фазе, основной акцент должен быть сделан на выявлении условий для конструктивного разрешения конфликта.
«Видеокамера»
Если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, то мы можем предложить упражнение, способствующее актуализации вашей внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет ваших собственных внутренних средств интеллектуальной децентрации. Упражнение выполняйте индивидуально — дома, на перемене, по дороге на работу. Цель его состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.
Для снятия остро-эмоционального напряжения, если оно имеется, перед выполнением упражнения «Видеокамера» проведите кратковременное занятие на релаксацию (упражнение «Пресс», «Настроение»). Когда вы почувствуете некоторое успокоение, попробуйте представить историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного киносценария: когда вы впервые увидели человека, с которым впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он и т. п. Представьте все эти ситуации в их реальной последовательности, как будто вы снимаете на видеокамеру. При этом, следовательно, вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других ее участников, динамику развития конфликта и его апогей.
Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете «отходить» от конфликта, относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40—45 минут заниматься таким самоанализом не следует, чтобы не «увязнуть» в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.
«Плохой — хороший»
Часто внутреннее напряжение человека связано не с каким-либо фактором его реальной жизни^ а с тем, что он сам придумал о себе, о своем существовании. Иногда наши собственные мыслительные схемы заслоняют от нас реальность и искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и в соответствии со своими установками начинаем действовать, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт.
В текстах английского психолога Э. Берна описан яркий случай такого несоответствия придуманной схемы и реальной ситуации, взятый из семейной жизни.
Жена жаловалась на деспотизм мужа, который не разрешал ей ходить на танцы. Она упрекала мужа, и он, чувствуя свою вину перед ней, постоянно дарил ей подарки. Желая разрешить мучительный конфликт, жена прошла курс психотерапии, что повлияло на ее установки и умение правильно общаться с мужем. В результате он стал разрешать ей ходить на танцы. Жена записалась на уроки танцев. И далее Э. Берн пишет: «И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи». Предоставляя возможность вам самим раскрыть упомянутую книгу и ознакомиться с интерпретацией данного примера Э. Берном, предложим наше объяснение описанного факта. По-видимому, вызывание женой у мужа чувства вины по поводу того, что он не пускал ее на танцы, связано с некоторыми неполадками в их взаимоотношениях. Можно предположить, что муж был невнимательным к жене. Чтобы каким-то образом вызвать его активный интерес к себе, жена была вынуждена прибегать к такому неудачному способу. Она сформировала в своих представлениях желание, которого в реальности у нее не было, но на которое реагировал муж. Следовательно, «включение» мужа во взаимодействие проводилось по механизму бессознательного замещения сферы реальности сферой представлений.
Мы довольно подробно описали данную ситуацию только потому, что психологический механизм замещения реальности собственными мыслительными схемами, а затем отношения к ней с позиций своих представлений без разграничения «реальность -мои домыслы» является широко распространенным. Например, девочка-подросток мучительно переживает, что у нее крупный и некрасивый нос. Ей кажется, что если бы нос был меньше и изящнее, то вся ее жизнь сложилась бы иначе, более удачно. Предложите девочке описать, как бы она жила, если бы данного физического недостатка у нее не было. Девочка, наверняка, затруднится ответить на этот вопрос.
Другой пример. Учительница уверена, что мальчик специально, «чтобы вывести ее из себя», не слушает на уроке, отвлекается, плохо выполняет домашние задания, прогуливает. В своих размышлениях .она часто задает себе один и тот же вопрос: «За что он меня так не уважает?!" При выяснении данной ситуации психологом оказалось, что причина не в желании ученика специально и целенаправленно досадить учительнице, а в том, что молодой человек впервые в своей жизни влюбился и был полностью поглощен своими переживаниями.
Предлагаемое вам упражнение «Плохой—хороший» заключается в том, чтобы при помощи собственных внутренних размышлений попытаться выстроить ситуацию, поменяв в ней только одно условие: то, что вам кажется очень плохим, представить хорошим и посмотреть, как может измениться ситуация, если в реальности произойдет такое замещение.
В описанных нами трех примерах данное упражнение могло бы выполняться следующим образом. Жена занимается анализом ситуации своей семейной жизни и представляет себе (можно попробовать практически выполнить свое представление, как это было в описанном Э. Берном случае), что произошло бы, если бы муж разрешил ей посещать танцевальные занятия.
Во втором случае девочка представляет свою жизнь («А если бы нос был красивым?») и убеждается в том, что ничего особенного при этом не произошло бы.
И, наконец, учительница внутренне, в мыслительном плане, «проигрывает» ситуацию «А если бы он относился ко мне хорошо».
Такие размышления помогли бы ей увидеть самого подростка, его интересы, желания, что способствовало бы изменению ее отношения к конфликту и, в итоге, улаживанию его.
«Мой враг — мой друг»
Предлагаемое упражнение является, по существу, психотерапевтической формой реализации одной из ведущих заповедей христианства: «Полюби врага своего». Оно направлено на принципиальное изменение отношения человека, включенного в остронапряженное взаимоотношение с другим человеком (учащимся, коллегой, своим ребенком, членом семьи).
Это изменение отношения производится в направлении от отрицательного к положительному.
Итак, представьте своего обидчика. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид, т. е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных, вычеркните их. Затем на втором листе опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, тоже вычеркните их.
На третьем листке опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать свое собственное поведение. С удивлением вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку, а теперь, на основе вашего измененного отношения, займитесь выстраиванием другой линии вашего поведения: «Мне надо сделать все по-другому...» Упражнение заканчивается при завершении моделирования стратегии и тактики вашего позитивного поведения.
#
Однако от кого необходимо освободиться учителю, занимающемуся психологическими упражнениям? Парадоксально, но в этом случае учитель ставит перед собой цель освобождения от самого себя, своих напряженных состояний и отрицательных эмоций, пытается стать в позицию внешнего и относительно независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.
«Диалог»
Упражнение взято из шведской системы психодрамы, разработанной X. Хогбергом, и модифицировано нами.
Данное упражнение обладает сильным психотерапевтическим эффектом и может быть рекомендовано в тех случаях, когда человек переживает длительный и мучительный конфликт во взаимодействии с другим человеком. Например, молодая учительница прикладывает все свои силы к организации контакта с трудным подростком, а тот грубит ей, нарушает дисциплину. В конфликтную ситуацию может попасть опытный учитель, завуч, директор школы. В нашей практике мы столкнулись со сложным конфликтом директора школы почти со всеми подчиненными ей учителями, начавшимся после ее развода с мужем. Болезненный семейный конфликт был перенесен в сферу профессиональной деятельности.
Активизация внутренних средств коммуникативной децентрации, на формирование которых направлено предлагаемое упражнение, дает человеку возможность «выключиться» из острой конфликтной ситуации, посмотреть на свое участие в ней и поведение партнера по конфликту со стороны, выявить новые, ранее не замечаемые оттенки конфликтного взаимодействия и, в результате, изменить к нему свое отношение.
Упражнение выполняется при активном участии другого человека, желательно школьного психолога. Если последнего в школе нет, в психотерапевтический диалог может вступить другой учитель, близкий член семьи.
Два участника садятся на стулья напротив друг друга. Учитель, предлагающий для разбора конфликтную ситуацию, является ведомым, а его партнер по диалогу — ведущим.
Суть первой фазы упражнения состоит в том, что ведомый играет роль человека, с которым он находится в конфликте, а ведущий — роль, какую наш ведомый являет в реальности. Таким образом, организуется ситуация диалога учителя как бы с самим собой от имени того, с кем он конфликтует. В начале беседы ему предлагается подумать о своем партнере по конфликту, описать его внешность, манеру поведения, профессиональную и семейную ситуации, словом, «вжиться» в роль. Затем начинается собственно диалог, в котором ведомый описывает конфликтную ситуацию от лица человека, с которым он конфликтует, высказывает его мнение, оценку. Ведущий вступает в диалог от лица своего собеседника. После 20—25 минут диалога предлагается его завершить и на второй фазе упражнения разобрать новое содержание, которое появилось в процессе коммуникации: новые обстоятельства, новый взгляд на ситуацию, иные оценки, квалификации. Безусловно важной при этом является позитивная направленность ведущего, его желание найти конструктивные средства для улаживания конфликтной ситуации. Упражнение можно усложнить введением третьей и четвертой фаз. На третьей фазе участникам предлагается поменяться стульями и осуществить диалог, в котором ведомый играет роль самого себя, а ведущий — того человека, с которым он конфликтует, т. е. производится смена стульев и ролей.
На четвертой фазе упражнения производится анализ нового, что открылось в беседе: позиций двух конфликтующих людей, их состояний, желаний, стремлений и установок. Так же, как и на второй фазе, основной акцент должен быть сделан на выявлении условий для конструктивного разрешения конфликта.
«Видеокамера»
Если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку, то мы можем предложить упражнение, способствующее актуализации вашей внешней позиции относительно конфликтной ситуации за счет ваших собственных внутренних средств интеллектуальной децентрации. Упражнение выполняйте индивидуально — дома, на перемене, по дороге на работу. Цель его состоит в формировании умения самостоятельно осмыслять конфликтную ситуацию как бы извне, со стороны.
Для снятия остро-эмоционального напряжения, если оно имеется, перед выполнением упражнения «Видеокамера» проведите кратковременное занятие на релаксацию (упражнение «Пресс», «Настроение»). Когда вы почувствуете некоторое успокоение, попробуйте представить историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного киносценария: когда вы впервые увидели человека, с которым впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он и т. п. Представьте все эти ситуации в их реальной последовательности, как будто вы снимаете на видеокамеру. При этом, следовательно, вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других ее участников, динамику развития конфликта и его апогей.
Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете «отходить» от конфликта, относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40—45 минут заниматься таким самоанализом не следует, чтобы не «увязнуть» в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.
«Плохой — хороший»
Часто внутреннее напряжение человека связано не с каким-либо фактором его реальной жизни^ а с тем, что он сам придумал о себе, о своем существовании. Иногда наши собственные мыслительные схемы заслоняют от нас реальность и искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и в соответствии со своими установками начинаем действовать, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт.
В текстах английского психолога Э. Берна описан яркий случай такого несоответствия придуманной схемы и реальной ситуации, взятый из семейной жизни.
Жена жаловалась на деспотизм мужа, который не разрешал ей ходить на танцы. Она упрекала мужа, и он, чувствуя свою вину перед ней, постоянно дарил ей подарки. Желая разрешить мучительный конфликт, жена прошла курс психотерапии, что повлияло на ее установки и умение правильно общаться с мужем. В результате он стал разрешать ей ходить на танцы. Жена записалась на уроки танцев. И далее Э. Берн пишет: «И вдруг она обнаружила, к своему ужасу, что смертельно боится танцевать на глазах у людей, и ей пришлось отказаться от своей затеи». Предоставляя возможность вам самим раскрыть упомянутую книгу и ознакомиться с интерпретацией данного примера Э. Берном, предложим наше объяснение описанного факта. По-видимому, вызывание женой у мужа чувства вины по поводу того, что он не пускал ее на танцы, связано с некоторыми неполадками в их взаимоотношениях. Можно предположить, что муж был невнимательным к жене. Чтобы каким-то образом вызвать его активный интерес к себе, жена была вынуждена прибегать к такому неудачному способу. Она сформировала в своих представлениях желание, которого в реальности у нее не было, но на которое реагировал муж. Следовательно, «включение» мужа во взаимодействие проводилось по механизму бессознательного замещения сферы реальности сферой представлений.
Мы довольно подробно описали данную ситуацию только потому, что психологический механизм замещения реальности собственными мыслительными схемами, а затем отношения к ней с позиций своих представлений без разграничения «реальность -мои домыслы» является широко распространенным. Например, девочка-подросток мучительно переживает, что у нее крупный и некрасивый нос. Ей кажется, что если бы нос был меньше и изящнее, то вся ее жизнь сложилась бы иначе, более удачно. Предложите девочке описать, как бы она жила, если бы данного физического недостатка у нее не было. Девочка, наверняка, затруднится ответить на этот вопрос.
Другой пример. Учительница уверена, что мальчик специально, «чтобы вывести ее из себя», не слушает на уроке, отвлекается, плохо выполняет домашние задания, прогуливает. В своих размышлениях .она часто задает себе один и тот же вопрос: «За что он меня так не уважает?!" При выяснении данной ситуации психологом оказалось, что причина не в желании ученика специально и целенаправленно досадить учительнице, а в том, что молодой человек впервые в своей жизни влюбился и был полностью поглощен своими переживаниями.
Предлагаемое вам упражнение «Плохой—хороший» заключается в том, чтобы при помощи собственных внутренних размышлений попытаться выстроить ситуацию, поменяв в ней только одно условие: то, что вам кажется очень плохим, представить хорошим и посмотреть, как может измениться ситуация, если в реальности произойдет такое замещение.
В описанных нами трех примерах данное упражнение могло бы выполняться следующим образом. Жена занимается анализом ситуации своей семейной жизни и представляет себе (можно попробовать практически выполнить свое представление, как это было в описанном Э. Берном случае), что произошло бы, если бы муж разрешил ей посещать танцевальные занятия.
Во втором случае девочка представляет свою жизнь («А если бы нос был красивым?») и убеждается в том, что ничего особенного при этом не произошло бы.
И, наконец, учительница внутренне, в мыслительном плане, «проигрывает» ситуацию «А если бы он относился ко мне хорошо».
Такие размышления помогли бы ей увидеть самого подростка, его интересы, желания, что способствовало бы изменению ее отношения к конфликту и, в итоге, улаживанию его.
«Мой враг — мой друг»
Предлагаемое упражнение является, по существу, психотерапевтической формой реализации одной из ведущих заповедей христианства: «Полюби врага своего». Оно направлено на принципиальное изменение отношения человека, включенного в остронапряженное взаимоотношение с другим человеком (учащимся, коллегой, своим ребенком, членом семьи).
Это изменение отношения производится в направлении от отрицательного к положительному.
Итак, представьте своего обидчика. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид, т. е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы соскользнули на описание отрицательных внешних данных, вычеркните их. Затем на втором листе опишите качества характера своего партнера по конфликту. Опирайтесь на то, что в нем есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если все же это произошло, тоже вычеркните их.
На третьем листке опишите ситуацию вашего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать свое собственное поведение. С удивлением вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку, а теперь, на основе вашего измененного отношения, займитесь выстраиванием другой линии вашего поведения: «Мне надо сделать все по-другому...» Упражнение заканчивается при завершении моделирования стратегии и тактики вашего позитивного поведения.
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий