Психологический портрет. Говоруны.
Вербализм (в дословном переводе с лат. - «словесность») - это значительно более выраженный, чем интеллектуализм, тип дисгармоничного формирования личности. Вербализм характеризуется преобладанием речевого развития над другими психическими процессами - в том числе, и над логическим мышлением.
Вербализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в раннем возрасте. Многие взрослые считают речь важнейшим и чуть ли не единственным показателем общей развитости ребенка. Его как можно раньше начинают обучать чтению, письму и счету, но при этом в «программу обучения» не включают решение даже простейших арифметических задач. Еще меньше внимания уделяется тем видам деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие дошкольника (действия с предметами, орудиями, сюжетная игра, конструирование из кубиков, рисование и пр.). Вследствие этого крайне недостаточно развиваются как эмоциональная сфера, так и мышление.
Олегу 5 лет. Он посещает старшую группу детского сада. С просьбой о психологической консультации обратилась его воспитательница. У нее возникли противоречия с мамой Олега: та считает своего сына исключительно умным, хотя в детском саду он занимается чуть ли не хуже всех. Воспитательница сообщает, что, по словам мамы, главное достижение Олега - это умение считать до ста. В связи с этим приведем выдержку из протокола обследования.
В самом начале школьного обучения дети-говоруны, как правило, бывают успешны благодаря накопленному ранее багажу знаний, формальность которых обнаруживается не сразу. Однако вскоре, по мере усложнения решаемых задач, начинаются трудности. Проявляется неспособность к четкой организации своих действий, несформирован-ность мышления. Не понимая, в чем причина трудностей ребенка, родители склонны винить во всем учителя. Трудности в общении со сверстниками родители часто объясняют низким уровнем развития других детей. В действительности, как указывалось выше, причина в том, что именно у ребенка с вербализмом многие важнейшие психические процессы оказываются недостаточно развиты. В частности, нарушения общения прямо связаны с незрелостью эмоциональной сферы.
При вербализме у детей могут отмечаться следующие трудности:
СОВЕТЫ
Общая рекомендация такова: начинать коррекционные занятия с ребенком надо с того момента, когда полезные «детские» занятия его уже не привлекают и родителям необходимо заполнить эти «пустоты» в детском развитии. Однако для школьника средства коррекционного обучения должны быть несколько более «взрослыми», чем при работе с дошкольниками: все-таки ребенок эти годы не стоял на месте. Даже при самом неправильном воспитании он рос, взрослел, развивался, хотя и однобоко.
Работа по компенсации нарушений развития сильно осложняется тем, что школьники с вербализмом все время не успевают за школьной программой. У ребенка, вынужденного усиленно заниматься школьными делами, не остается времени на систематические коррекционные занятия, восполняющие дошкольные пробелы. И родителям предстоит самим сделать выбор: работать «на школу» или «на ребенка».
Занимаясь с говоруном, приходится все время тормозить его речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность: «Ты мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки. Сначала нужно их слепить». Но после того, как дело сделано, с ребенком, конечно же, надо побеседовать, ибо это для вербалиста - главное удовольствие.
Родителям следует помнить, что:
по книге Е.И. Морзовой "Проблемные дети и дети-сироты"
#
Вербализм, как и интеллектуализм, обычно формируется уже в раннем возрасте. Многие взрослые считают речь важнейшим и чуть ли не единственным показателем общей развитости ребенка. Его как можно раньше начинают обучать чтению, письму и счету, но при этом в «программу обучения» не включают решение даже простейших арифметических задач. Еще меньше внимания уделяется тем видам деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие дошкольника (действия с предметами, орудиями, сюжетная игра, конструирование из кубиков, рисование и пр.). Вследствие этого крайне недостаточно развиваются как эмоциональная сфера, так и мышление.
Олегу 5 лет. Он посещает старшую группу детского сада. С просьбой о психологической консультации обратилась его воспитательница. У нее возникли противоречия с мамой Олега: та считает своего сына исключительно умным, хотя в детском саду он занимается чуть ли не хуже всех. Воспитательница сообщает, что, по словам мамы, главное достижение Олега - это умение считать до ста. В связи с этим приведем выдержку из протокола обследования.
-
Проверяющий: Ты умеешь считать?
Олег: Умею. Я до ста умею, а дальше не знаю, как. Один, два, три, четыре...
Проверяющий: Подожди. Давай считать не просто так, а какие-нибудь вещи.
Олег: Вещи я не умею.
Проверяющий: А ты попробуй. (Выкладывает на стол 20 спичек). Посчитай, сколько тут спичек.
Олег: Много.
Проверяющий: А можешь сказать точнее?
Олег: Не знаю.
Проверяющий: Посчитай их.
Олег (не глядя на спички): Один, два...
Проверяющий: Ты считай не просто так. Ты посчитай спички и скажи, сколько их.
Олег: Много.
Проверяющий показывает, как, откладывая в сторону по одной спичке, можно их все пересчитать. Олег формально воспроизводит это действие: считает он медленно, а спички откладывает быстро, сразу по несколько штук. К моменту, когда все 20 спичек переложены из правой кучки в левую, он досчитал только до семи.
Проверяющий: Так сколько же здесь спичек?
Олег (неуверенно): Много.
В самом начале школьного обучения дети-говоруны, как правило, бывают успешны благодаря накопленному ранее багажу знаний, формальность которых обнаруживается не сразу. Однако вскоре, по мере усложнения решаемых задач, начинаются трудности. Проявляется неспособность к четкой организации своих действий, несформирован-ность мышления. Не понимая, в чем причина трудностей ребенка, родители склонны винить во всем учителя. Трудности в общении со сверстниками родители часто объясняют низким уровнем развития других детей. В действительности, как указывалось выше, причина в том, что именно у ребенка с вербализмом многие важнейшие психические процессы оказываются недостаточно развиты. В частности, нарушения общения прямо связаны с незрелостью эмоциональной сферы.
При вербализме у детей могут отмечаться следующие трудности:
-
• неожиданно низкая успеваемость;
• неорганизованность;
• трудности в общении со сверстниками и/или с учителем;
• нарушения правил поведения в школе, связанные с неумением ребенка управлять своими действиями.
СОВЕТЫ
Общая рекомендация такова: начинать коррекционные занятия с ребенком надо с того момента, когда полезные «детские» занятия его уже не привлекают и родителям необходимо заполнить эти «пустоты» в детском развитии. Однако для школьника средства коррекционного обучения должны быть несколько более «взрослыми», чем при работе с дошкольниками: все-таки ребенок эти годы не стоял на месте. Даже при самом неправильном воспитании он рос, взрослел, развивался, хотя и однобоко.
Работа по компенсации нарушений развития сильно осложняется тем, что школьники с вербализмом все время не успевают за школьной программой. У ребенка, вынужденного усиленно заниматься школьными делами, не остается времени на систематические коррекционные занятия, восполняющие дошкольные пробелы. И родителям предстоит самим сделать выбор: работать «на школу» или «на ребенка».
Занимаясь с говоруном, приходится все время тормозить его речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность: «Ты мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки. Сначала нужно их слепить». Но после того, как дело сделано, с ребенком, конечно же, надо побеседовать, ибо это для вербалиста - главное удовольствие.
Родителям следует помнить, что:
-
• с ребенком необходимо заниматься рисованием, лепкой и другими «детскими» занятиями на доступном ему уровне;
• нужно ограничивать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.
по книге Е.И. Морзовой "Проблемные дети и дети-сироты"
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий