Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой»

Из книги : "Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие" ( Крюкова С. В., Слободяник Н. П. )

Введение

Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно “перестроиться” тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника: для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключаются в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.

Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности и проблемы.

В младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности поведения, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Предлагаемая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей направлена на решение этих задач.

Идея игрового персонажа, который становится центральным при проведении игр и организации общения в рамках данной программы, была заимствована у американского психолога Джилла Андерсена, автора программы “На пути к совершенству”. На ее основе была создана оригинальная разработка, предназначенная для учащихся российских школ.

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Используются следующие основные методы:
имитационные и ролевые игры;
психогимнастика;
рисуночные методы;
элементы групповой дискуссии;
техники и приемы саморегуляции;
метод направленного воображения.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.

Отработка навыков проходит в три этапа:

получение информации о содержании того или иного навыка;
применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Здесь важно отметить, что последнее осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с учителями и родителями детей, посещающих занятия.

Общие рекомендации по проведению занятий:

- Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с учителями и обязательно встретиться с родителями детей. Контакты с учителями и родителями желательно поддерживать на протяжении всего курса.

- Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

- Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут (время одного школьного урока).

- Оптимальная периодичность встреч участников программы – 1-2 раза в неделю.

- Программа рассчитана на работу в группе из 10-12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы.

- Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

- Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей. Но необходимо соблюдать последовательность, взаимную преемственность тем, и обязательно оставлять время на закрепление приобретенных навыков.

Сюжеты историй и рассказов (текстов для обсуждения) объединяет игровой персонаж – дракончик Памси. Дети “преодолевают” возникающие проблемы и “усваивают” приемы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты рассказов можно брать непосредственно из реальной жизни детей или придумывать их заранее. В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.

- Каждая тема прорабатывается на 1-4 занятиях с использованием разных приемов. Способы подачи материалов могут меняться в зависимости от состава и особенностей каждой конкретной группы детей.

Для проведения занятий по этой программе ведущему (психологу или педагогу) понадобятся:

- мягкая игрушка;
- палас или ковер на полу;
- магнитофон;
- аудиокассеты с музыкой ля релаксации.

Примерные темы занятий:

1. Такие разные настроения (3 занятия).
2. Как справиться с плохим настроением? (3 занятия).
3. Как стать уверенным в себе? (3 занятия).
4. Как делать выбор? (3-4 занятия).
5. Как добиваться успеха? (3 занятия).
6. Трудное слово “нет” (2 занятия).
7. Чем мы отличаемся друг от друга (2 занятия).
8. Учимся говорить себе “стоп” (2 занятия).
9. Как победить свой страх (1 занятие).
10. Подведение итогов (1занятие).


ЗАНЯТИЕ 1

Цель :
- создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
- ознакомить детей с понятием “настроение”;
- ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.

Материалы :

- мягкая игрушка — дракончик Памси;
- три стакана с водой;
- блестки;
- кусок глины;
- плакаты с изображением трех настроений;
- текст рассказа “Памси грустит” (начало)
- аудиокассета с записью песенки “Танец утят”

Ход занятия :

1. Знакомство
Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. Часто что-то не получается сделать так, как хотелось бы, кто-то обижает, бывает грустно без близких людей и т.д. Затем ребята знакомятся с игровым персонажем - дракончиком Памси, и ведущий объясняет, что Памси будет учиться справляться с трудностями вместе с ребятами.

2. Работа с текстом
Ведущий читает детям рассказ “Памси грустит” (начало).

На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Памси – особенный дракончик. Дело в том, что он умеет думать. Памси очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное у Памси – это его мысли. Мысли Памси бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют - яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, а мир вокруг кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение, и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга – спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски - как отражение в чистой и прозрачной воде. Когда его мысли такие, то он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, что так будет всегда, и душевное спокойствие никогда не покинет его.

Но иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно. То, что происходит с ним, напоминает что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя просто несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет...

Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо, и он почувствует себя счастливым. Он понимает, что для того, чтобы плохие мысли ушли, что-то должно произойти, а что именно - Памси не знает.

Он лежит и ждет, ждет, ждет…

После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит следующее:

— Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и “чистые” (показывает стакан с чистой водой).

— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).

3. Обсуждение.
Примерные вопросы для обсуждения:
Бывало ли у вас такое состояние, как у Памси? Когда?
Что вы чувствовали при этом?
О чем вы думали?
Как вы выходили из грустного состояния?
Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
Что же нужно делать, чтобы оно прошло?
Ведущий вывешивает на доску плакаты с изображениями трех настроений (схематически нарисованы стаканы с чистой, “блестящей” и мутной водой).

4. Учим правило
Ведущий открывает детям “правило-секрет”: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.

Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:
Я СМОГУ; У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ; ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО; Я СПРАВЛЮСЬ; Я НЕ БОЮСЬ и т. д.
Я  ПЛОХОЙ                                Я СПРАВЛЮСЬ
Я НЕ УМЕЮ У МЕНЯ ПОЛУЧИТСЯ
Я НЕ СПРАВИЛСЯ Я НАУЧУСЬ
МЕНЯ ОБИДЕЛИ ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО
Я БОЮСЬ Я НЕ БУДУ БОЯТЬСЯ
5. Домашнее задание.
В течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает. Если настроение станет плохим, нужно попытаться его “исправить” при помощи хороших мыслей.

Принести на следующее занятие рабочие тетради.

Изготовить карточки, изображающие три настроения (“чистое”, “блестящее”, “темное”);

6. Завершение занятия.
Закончить занятие можно танцем с дракончиком. Танец основан на игре “Дракон ловит свой хвост” и исполняется под музыку веселой песенки “Танец утят”. Ведущий, стоящий первым, держит персонаж–игрушку на поднятой руке. Дети, взявшись за руки (цепочкой), изображают хвост дракона, подпрыгивая под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет “хвостом”, поворачиваясь в разные стороны.

На первом занятии “головой” дракона обязательно должен быть ведущий, а на последующих – те дети, которые отличились на занятии.

На этом занятии вводится ритуал приветствия и прощания: в конце занятия Памси всегда прощается с детьми, произнося слово “Пока!”, а при встрече на следующем занятии говорит: “Привет!”

Комментарии для ведущего:

Представляя Памси (это может быть также и любой другой персонаж), следует рассказать немного о нем. Ему столько же лет, сколько и детям (7 лет). Он уже многое знает, умеет считать, знает буквы и т. д. Но он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, как прогонять плохие мысли.

Желательно, чтобы ведущий дал возможность “пообщаться” с игрушкой каждому ребенку (например, потрогать ее руками, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.

На плакатах, изображающих три настроения, можно нарисовать стаканчики с рожицами: с чистой водой – улыбающуюся, с блестящей – смеющуюся с искорками над стаканом, с темной – недовольную, а сам стакан перекошен на бок.


Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Крюковой С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.».


#
Тэги : #
loading...
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий
Ваше имя*
email*