Русские народные групповые игры
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет "социализацией ребенка" (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из множества игр, описание которых можно найти в сборнике "Мудрость народная (жизнь человека в русском фольклоре)".
Волк и дети
Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные - детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:
Щипали, щипали по ягодку
По черную смородинку
Батюшке на вставчик
Матушке на рукавчик
Серому волку
Травки на лопату
Дай бог умыться
Дай бог убежать
И дай бог убраться.
С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.
Лиса в норку
Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты - ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т.д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого-нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: "Лиса в нору, лиса в нору!" и пытаются ударить лису рукой.
Тот, которого лиса ударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим.
Мост
Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.
Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.
Черта
Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух чертах, на расстоянии 15-20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии.
Казаки и разбойники
Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая - разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.
Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.
"Черное" и "белое" не говорить, "да" и "нет" не повторять
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: "черный", "белый", "да", "нет". Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы:
- Какая у тебя шляпа ?
- Синяя.
- Какая синяя? Она белая.
- Зеленая.
- Какая зеленая? Да она вовсе черная.
- Голубая.
- Вот как, голубзя? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.
- Нет не белая, а черная.
Ответивший так подвергается тройному наказанию за слова "нет", "белая" и "черная". Или спрашивают так:
- Есть ли у тебя рога ?
- Есть.
- Неужели есть?
- Имею.
- Так стало быть и хвост у тебя есть ?
- Хвоста не имею.
- Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?
- Человек.
- Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами.
- Нет, человек.
И отвечающий платит штраф.
Море волнуется
По числу играющих ставятся стулья в два ряда, так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный вожак кричит: "Море волнуется". И все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока вожак, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: "Море утихло". После этого каждый игрок должен занять свое место, а так как вожак тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся место. Оставшийся без места становится вожаком.
В шепотка
Выбирают из играющих водящего - парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает.
Молчание
Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант. Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками. Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.
Кухня
Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т.д.
Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: "Это что у вас на носу?" Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: "Кочерга".
- Что на лице?
- Кочерга.
- На чем сидите?
-На кочерге, и т. п..
Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.
Камешки
Играющие раскладывают по полу камешки и уговариваются не мешать и не кричать. При этом произносят поговорки: "Уговорен всем делам родной братец", "Без уговора не садись, а на слово не вяжись", "Не еду, не лечу, а заеду- подхвачу" и т.п. и заключают условие: "Играть, не воровать" или "Цур играть, не воровать, без вороху - без промаху". Играющий бросает камешки вверх и во время их полета старается захватить с полу несколько других. Остальные мешают ему рассказами или криком.
#
Волк и дети
Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные - детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:
Щипали, щипали по ягодку
По черную смородинку
Батюшке на вставчик
Матушке на рукавчик
Серому волку
Травки на лопату
Дай бог умыться
Дай бог убежать
И дай бог убраться.
С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.
Лиса в норку
Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты - ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т.д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого-нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: "Лиса в нору, лиса в нору!" и пытаются ударить лису рукой.
Тот, которого лиса ударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим.
Мост
Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.
Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.
Черта
Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух чертах, на расстоянии 15-20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии.
Казаки и разбойники
Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая - разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.
Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.
"Черное" и "белое" не говорить, "да" и "нет" не повторять
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: "черный", "белый", "да", "нет". Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы:
- Какая у тебя шляпа ?
- Синяя.
- Какая синяя? Она белая.
- Зеленая.
- Какая зеленая? Да она вовсе черная.
- Голубая.
- Вот как, голубзя? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.
- Нет не белая, а черная.
Ответивший так подвергается тройному наказанию за слова "нет", "белая" и "черная". Или спрашивают так:
- Есть ли у тебя рога ?
- Есть.
- Неужели есть?
- Имею.
- Так стало быть и хвост у тебя есть ?
- Хвоста не имею.
- Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?
- Человек.
- Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами.
- Нет, человек.
И отвечающий платит штраф.
Море волнуется
По числу играющих ставятся стулья в два ряда, так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный вожак кричит: "Море волнуется". И все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока вожак, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: "Море утихло". После этого каждый игрок должен занять свое место, а так как вожак тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся место. Оставшийся без места становится вожаком.
В шепотка
Выбирают из играющих водящего - парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает.
Молчание
Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант. Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками. Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.
Кухня
Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т.д.
Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: "Это что у вас на носу?" Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: "Кочерга".
- Что на лице?
- Кочерга.
- На чем сидите?
-На кочерге, и т. п..
Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.
Камешки
Играющие раскладывают по полу камешки и уговариваются не мешать и не кричать. При этом произносят поговорки: "Уговорен всем делам родной братец", "Без уговора не садись, а на слово не вяжись", "Не еду, не лечу, а заеду- подхвачу" и т.п. и заключают условие: "Играть, не воровать" или "Цур играть, не воровать, без вороху - без промаху". Играющий бросает камешки вверх и во время их полета старается захватить с полу несколько других. Остальные мешают ему рассказами или криком.
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий