Игры для тренировки ног «Быстрые ножки». Детям от 3 лет.
Вашему вниманию предлагаются разнообразные подвижные игры, специально предназначенные для тренировки ног: тихие и подвижные, развивающие воображение и формирующие конкретные навыки, требующие от детей концентрации внимания и сотрудничества… Эти игры можно проводить в помещении и на улице, в солнечную и дождливую погоду, в любое время суток. С их помощью можно развлекать детей, учить их, организовывать их общение.
Детям любого возраста важно учиться ловко двигаться, концентрировать внимание, наблюдать за окружающими и учиться у них, проявлять инициативу, расслабляться и справляться со стрессом. В серии «Игры дядюшки Фопеля» собраны специально разработанные групповые игры, которые предоставляют воспитателям детских садов, учителям начальной школы и родителям прекрасную возможность с легкостью достичь перечисленных целей.
Здесь представлены 24 веселые и оригинальные игры, которые помогут детям обратить внимание на свои ножки, больше узнать об их возможностях, получить разнообразные тактильные ощущения и множество положительных эмоций. Помимо этого все предлагаемые игры направлены на достижение следующих психологических целей:
Практические указания к работе
Дошкольники любят знакомое, им нравится надежность повторяющегося. Когда они уже знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия. Поэтому мы рекомендуем чаще повторять одни и те же игры.
В подвижных играх особенно важно поддерживать дисциплину в группе. Внимание детей должно быть сосредоточено на вас. Вы можете продемонстрировать образец выполнения задания, обратившись к одному из детей с вопросом: «А ты так сумеешь?» Помните, что вы не должны давать длинных объяснений.
Время от времени кто-то из детей или вся группа нуждаются в более тесной эмоциональной связи с вами. Для них вы очень значимая поддерживающая фигура, и иногда дети испытывают потребность в дополнительном внимании с вашей стороны. Не забывайте об этом.
Иногда нужно сделать игру более доступной и понятной для детей: исключить сложные этапы, а затем постепенно добавлять их, снизить темп игры или дать детям дополнительное время, повторить задание несколько раз, пока дети не поймут идею и т.п .
Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе. Обращайте внимание на то, чтобы соблюдался баланс между играми, в которых дети действуют индивидуально, и играми, в которых они выполняют задание с партнером, в малых группах, вместе со всей группой.
Игры должны способствовать развитию детей. Учитывайте, что некоторые дети добиваются успеха медленно. Внимательно наблюдайте, как меняются реакции ребенка на одну и ту же игру при ее повторении. Если игра идет совершенно гладко и все дети поступают одинаково, следует не радоваться, а насторожиться.
Как руководителю группы вам следует ожидать успеха в той же степени, что и неудачи. Если вы выбрали игру, которая не нравится детям, оставьте ее и попробуйте другую.
В целом ряде игр вам потребуется реквизит. Самое непривычное – шифоновые платки, которые очень нравятся и взрослым, и детям. Приобретение таких легких «волшебных» платков стоит того, вы будете долго использовать их во многих играх. Другие часто используемые материалы есть в любом оборудованном детском саду или группе продленного дня: одеяла, маты, мячи разной величины, прыгалки, воздушные шары, обручи… Карандаши, спички и губки также легко приобрести.
В некоторых играх мы рекомендуем использовать музыку, в других она неуместна. Подходящее музыкальное сопровождение является замечательным источником вдохновения во многих подвижных играх. При выборе музыкальных фрагментов мы руководствовались собственным вкусом, но вы можете выбрать что-то другое.
Мы надеемся, что «Игры Дядюшки Фопеля» помогут вам в работе и в обычной жизни, что с их помощью задача обучения, воспитания и развития детей станет для вас значительно более легкой и приятной.
ЛОВКИЕ НОЖКИ
1. Моя туфелька
Описание. Это игра-разогрев, предваряющая основную активность. Она объединяет группу и усиливает чувство сплоченности.
Возраст участников: c 3 лет.
Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. (Вы также должны сесть в круг, чтобы показать детям необходимые движения). Снимите с одной ноги туфельку и возьмите ее в руку. Лучше держать ее в правой руке. (Станьте сзади ребенка и покажите ему его правую руку).
Начинаем проговаривать слова:
Это ты, это я,
Это туфелька моя
С нами песенку поет,
От меня к тебе идет.
Пока проговариваем слова, мягко касаемся туфелькой пола сначала с правой от себя стороны, затем – с левой. При словах «от меня к тебе» передаем туфельку соседу слева. И так далее, пока в руке не окажется собственная туфелька. Тогда все поднимают каждый свою туфельку повыше и вместе говорят: «Это туфелька моя!»
2. Большое и маленькое
Описание. Дети получают новый тактильный опыт, выполняя задание ножками и ручками, учатся координировать движения. Игра развивает ощущение пространства, успокаивает и расслабляет.
Материалы: мягкая хлопковая веревка для каждого ребенка.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Снимите обувь и носочки и каждый возьмите себе по одной веревке. А теперь хорошенько скомкайте веревку ножками!
А ну-ка ножками распрямите веревку, чтобы она стала длинной-длинной…
Вот как хорошо вы справились!
А теперь нам помогут ручки. Соберем в комочек веревку, а потом вытянем ее, распрямим…
Закройте глазки и опять скатайте ручками веревку в комочек, а потом вытяните – веревочка стала длинной… и снова маленькой… и снова длинной… Как хорошо получается!
3. Мостик
Описание. Дети научатся медленно идти по веревочке и останавливаться в середине. Это хорошая тренировка контроля над телом и умения оценивать расстояния.
Материалы: хлопковая веревка длиной около 1,5 м для каждой пары детей.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Выберите себе пару. Снимите обувь и носочки. Каждая пара возьмет одну веревку и положит ее на пол рядом с собой. Пусть каждый встанет на свой конец веревочки, одна нога впереди другой, так чтобы обе ножки стояли на веревочке. Когда я скажу: «Раз, два, три…», начинайте медленно идти по мостику навстречу друг другу. Ставьте одну ногу перед другой, пока не встретитесь на середине. Тогда ножки коснутся и скажут друг другу: «Привет!». А теперь посмотрим, как вы медленно пойдете по мостику назад и остановитесь на конце веревки… Замечательно!
4. Дикая змея
Описание. В этом упражнении дети тренируют реакцию и координацию глаз и ног.
Материалы: хлопковая веревка длиной около 1,5 м или широкая цветная лента той же длины для каждой пары детей.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям`. Выберите себе пару. Снимите обувь и носочки. Каждая пара берет одну веревку. Один из вас держит в руке конец веревки, садится на корточки и двигает веревку из стороны в сторону, будто это извивается дикая змея, а другой пытается поймать змею, наступив на нее ногой.
Теперь охотник и ловец меняются ролями.
А теперь попробуйте поймать змею другой ногой!
Теперь ловим змею одной рукой. Кто поймал, меняется в паре ролями.
А теперь посмотрим, как вы поймаете змею, когда она быстрее ползет. Тот, кто двигает змею, может ходить по комнате. И охотник становится ловцом, когда змея поймана.
5. Трехногие
Описание. Дети учатся сотрудничать друг с другом. Ноги должны двигаться по-разному, для чего нужно осознавать обе стороны тела. Также тренируется глазомер и чувство ритма.
Материалы: пакет или мешок среднего размера из бумаги для каждой пары детей.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Мы будем играть в игру, в которой вы попробуете пройтись … на трех ногах. Снимите, пожалуйста, обувь… Я покажу вам, как это будет.
(Встаньте бок о бок с ребенком, возьмите его за руку. А теперь поставьте в пакет смежные ноги , например, ребенок - правую, а Вы - левую ногу. У вас получится одна «общая» нога. Сделайте несколько шагов «тремя» ногами. Пакет не должен порваться.)
А теперь разбейтесь на пары и, прислонитесь друг к другу боком и станьте «трехногими». Когда я скажу: «На старт, внимание, марш…», начинайте ходить. Постарайтесь идти и быстро, и осторожно!
6. Индейская тропа
Описание. Дети будут тренировать умение бесшумно ходить босиком. Проходя по индейской тропе, они должны точно следовать по линии. Также ребята могут потренировать координацию «глаза–ноги».
Материалы: тропа, нарисованная мелом или отмеченная клейкой лентой на полу – прямая, извилистая или зигзагом.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Снимите, пожалуйста, обувь и носочки. Представьте, что вы – индейцы, которые очень тихо крадутся по дикому лесу. Это узкая тропа, которую индейцы проложили через лес. Попытайтесь пройти по этому пути точно, ставьте ноги только на линию.
Теперь попробуйте идти по ней спиной вперед…
Кто сумеет пройти по индейской тропе боком?..
А можете пробежать по тропе?..
Покажите-ка, как по такой тропе вы сможете идти на четвереньках, словно крадущиеся индейцы на охоте…
7. Рыбацкая сеть
Описание. Задача игры – вызвать тактильные ощущения пальцев ног. Дети пробуют хватать пальцами ног полотенце и одновременно медленно идти. Следите за тем, чтобы дети не сталкивались.
Материалы: тонкое полотенце среднего размера для каждого ребенка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. На пол перед собой положите полотенце. Снимите обувь и носочки. Встаньте на угол полотенца и ухватите его пальцами ног. Скатайте его под пальцами.
Представьте, что полотенце – это рыбацкая сеть, которую надо медленно вытащить из пруда. Вы хотите поймать золотую рыбку, которая плавает в этом пруду. Медленно идите назад и тащите за собой сеть. Смотрите вокруг, чтобы ни с кем не столкнуться.
Я буду ходить между вами, и вы можете шепнуть мне на ушко, удалось ли вам ее поймать.
ДВИЖЕНИЯ НА ПОЛУ
8. Змеи и лисы
Описание. Дети могут потренироваться в быстрой смене разных видов движения. Дети учатся ориентироваться в пространстве и быстро реагировать.
Материалы: мел или клейкая лента, чтобы ограничить игровое поле (на 10 детей поле около 4 х 4 м).
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Сейчас мы будем играть в игру «Змеи и лисы».
Пожалуйста, снимите обувь. Половина из вас начинают игру как лисы, а другая половина – как змеи. Змеи ложатся на пол и ползают по-пластунски. Вы можете ползти тихонько, а можете шипеть, показывать ядовитые зубы и двигать туда-сюда языком.
Лисы бегают на задних лапах между змеями, так чтобы те их не коснулись. Каждая лиса, которую задела змея, превращается в змею, а змея – в лису…
Не выходите за пределы игрового поля. Лисы, старайтесь не наступать на змей!
9. Хромая собачка
Описание. Дети должны двигаться, перераспределяя свой вес на три опорные точки (одна ножка «ранена»). Это требует силы, гибкости и способности контролировать свое тело.
Материалы: небольшое полотенце для каждого ребенка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Представьте, что вы – маленькие собачки, у каждой из которых ранена одна нога, и собачка на ней не может ходить. Встаньте на руки и колени и выберите, какая нога у вас ранена.
Сейчас собачки могут начать идти на трех ножках. Если собачка устанет, она может лечь на полотенце и отдохнуть. Когда она снова наберется сил, то продолжит ходить.
Теперь все ложитесь на полотенца и отдохните. Прошла пара недель и ваша ножка выздоровела! Станьте опять на руки и колени и покажите, какие вы снова здоровые!
10. Пумукль
Описание. Это оживленная игра, в которой дети попеременно то бегают, то ползают , пробираясь между ногами другого ребенка. Тренируется координация частей тела, пространственная ориентация и способность быстро реагировать.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Я хочу показать вам новую игру: Один из вас – Пумукль. Пумукль охотится на других детей и пытается их осалить. Когда он коснется кого-нибудь, тот замирает на месте, расставляет ноги шире, а руками упирается в бока. Но осаленного ребенка можно расколдовать. Для этого кто-нибудь другой должен проползти между его ногами, и тогда осаленный ребенок может снова бегать и участвовать в игре. Тот из детей, кого Пумукль поймал дважды, становится новым Пумуклем.
11. Обнять и покатиться
Описание. Эта игра динамична благодаря сочетанию свободных танцевальных движений и коротких фаз перекатывания по полу, когда дети , обнявшись, пробуют катиться по полу.
Материалы: веселая музыка.
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Я хочу вам предложить одну интересную игру.
Сейчас я включу веселую музыку, а вы начинаете ходить и танцевать по комнате, как вам вздумается. Иногда я буду громко говорить: «А теперь – обняться и покатиться!» Тогда вы быстро подбегаете к любому из вас, обнимаетесь и один раз перекатываетесь вдвоем по полу. Потом отпускаете друг друга и дальше опять танцуете по одному. Понятно ли вам, что делать?
12. Волшебные драконы
Описание. Дети должны ползти на четвереньках и дуть на перышко, перемещая его через комнату. Игра оказывает успокаивающее и расслабляющее действие.
Материалы: перышко для каждого ребенка.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Опуститесь на пол, опираясь на руки и коленки. Представьте, что вы превратились в дракончиков. Вы наверняка знаете, что когда взрослые драконы выдыхают, из их пасти появляется огонь. Маленькие дракончики так делать еще не умеют. Они должны долго тренироваться, чтобы научиться выдыхать язычки пламени. Каждому дракончику я дам легкое перышко. Я хочу посмотреть, как вы будете проходить через комнату на четвереньках и аккуратно дуть на перышко перед собой. Уступайте другим дракончикам дорогу и не потеряйте свое перышко.
ПОБЕДИТЬ ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
13. Лужа
Описание. В этой игре у детей есть возможность прыгать, скакать на разное расстояние и при этом самим решать, насколько они хотят рисковать. Игра направлена на формирование чувства равновесия, координацию правой и левой сторон тела.
Материалы: для каждого ребенка одна маленькая подушечка или что-то подобное.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Возьмите подушечку и положите ее на пол. Представьте, что подушечка – это лужа, и вы хотите ее перепрыгнуть, не замочив ног. Как вы это сделаете? Вы можете оттолкнуться с одной ножки и приземлиться на другую, или отталкиваться и приземляться на одну и ту же ногу, а можете приземлиться на обе. А какие еще способы можно придумать?
14. Звонкий колокольчик
Описание. В этой игре дети прыгают в высоту. Держите концы ленты обеими руками. Вы можете регулировать степень трудности для каждого ребенка, постепенно повышая ленту, но изначально она должна быть на таком уровне, чтобы ребенок мог легко до нее достать. При успешном выполнении задания звонит колокольчик.
Материалы: цветная лента шириной 5–10 см и длиной около 80 см, на которой висит маленький колокольчик.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Мы будем играть в игру «Звонкий колокольчик». Встаньте друг за другом напротив меня. Тот, кто стоит первым, прыгает вверх и пытается достать рукой колокольчик на ленте, чтобы он зазвенел. (Предложите детям достать колокольчик другой рукой. Если колокольчик звенит, то любой прыжок считается успешным.).
15. Поп-корн
Описание. Эту веселую игру, в которой можно попрыгать в разные стороны, маленькие дети особенно любят. Завершение игры объединяет группу.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Давайте сыграем в игру «Поп-корн». Садитесь на корточки, где хотите, и тихо говорите: «Поп-корн, поп-корн, поп-корн…». Представьте, что пол в комнате – это большущая сковорода, и она нагревается. А вы – поп-корн. Вы начинаете подпрыгивать на сковородке. Я думаю, уже пора. Итак, весь поп-корн прыгает на сковородке. А сейчас я посыпаю вас сахаром, чтобы было сладко и вкусно. Если двое касаются друг друга, они слипаются и прыгают вместе. Игра закончится, когда вы все станете одним большим комом из поп-корна.
16. Дети-циркачи
Описание. В этой игре дети тренируют чувство равновесия и глазомер. Сложность заданий должна увеличиваться постепенно. Это хорошее упражнение на сотрудничество и взаимную поддержку. При успешном выполнении задания дети с полным правом гордятся собой.
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Вы – циркачи и умеете делать трудные трюки. Сейчас разделитесь на пары и встаньте один за другим на одной ноге, например, на правой, а вторую вытяните назад. Стоящий сзади поддерживает рукой ногу впереди стоящего и. Второй кладет свою правую руку на правое плечо первому. А теперь попробуйте вместе прыгнуть вперед. Может быть, вам нужно считать вместе, чтобы вы могли прыгать одновременно.? А на другой ноге сможете?
17. Преодолеть земное притяжение
Описание. Это красивая игра, которая получается, только при успешном сотрудничестве, поэтому потребуются доверие и сензитивность.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Разбейтесь на пары и сядьте на пол спиной друг к другу. Вы хорошо умеете работать вместе? Сцепите замком за спиной ваши согнутые в локтях руки. Сейчас попробуйте вместе подняться и встать на прямых ногах. Подумайте, как сильно вам нужно отталкиваться ногами от пола, чтобы хорошо опираться друг на друга, с какой силой вам надо давить на спину партнера, чтобы подниматься вместе. Возможно, вам нужно будет считать, чтобы одновременно двигаться.
18. Огонь на горе
Описание. Эта игра из Кении тренирует скорость реакции и внимательность.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. В этой игре вы должны внимательно слушать. Все ложитесь на пол. Сначала я буду сторожем. Я буду говорить все, что мне придет в голову, например, «молоко в стакане», «рыбки в аквариуме», «дети в детсаду», «конфеты в пакете» и т.д. А вы удобно лежите на спине и расслабляетесь. Но когда я скажу: «Огонь на горе!» – вы должны подпрыгнуть и встать прямо. Последний становится новым сторожем.
19. Кузнечик
Описание. Дети работают в парах. Им нужно договориться, совместно оценить расстояние, быстро решить и спланировать сложное движение.
Материалы: для каждого ребенка обруч; клейкая лента, чтобы разметить линии старта и финиша.
Возраст участников: с 6 лет.
Инструкция детям. Разделитесь на пары, возьмите обручи. Встаньте на линию старта., в конце комнаты находится линия финиша. Туда вы должны допрыгать вместе, используя обручи.
Стоя в обруче, бросьте второй на пол перед собой так, чтобы вы могли сразу прыгнуть в него с линии старта. Перед прыжком поднимите обруч, в котором вы стоите, и возьмите его с собой. Вам нельзя касаться пола вне обруча. Та пара, которая допрыгала первой, победила.
20. Туда и обратно
Описание. Это игра с высоким темпом, в которой дети должны очень быстро реагировать. Здесь требуется частая смена направления движения.
Материалы: оживленная ритмичная музыка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. В этой игре вы должны быть очень шустрыми. Разбейтесь на пары. Сейчас будет играть музыка, и пока она играет, вы должны убежать или упрыгать как можно дальше от своего партнера. Как только музыка прекращается, вам нужно быстро прибежать к своему партнеру, взяться за руки и вместе присесть на корточки. Когда музыка опять заиграет, очень быстро подпрыгивайте и танцуйте от партнера прочь.
НАЙТИ РАВНОВЕСИЕ
21. Ковер-самолет
Описание. Ребенок на ковре должен сохранить равновесие и не упасть, несмотря на то, что его опора двигается.
Материалы: одно старое одеяло.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Я предлагаю вам совершить путешествие на ковре-самолете. Саша, ты будешь путешествовать первым? Сядь на одеяло. На ковре-самолете можно попасть в любое место. Куда тебе хочется полететь? (Держите одеяло за углы и тащите его назад все время путешествия. В каком-то месте комнаты скажите, что вы добрались до цели. Ребенок может встать. Затем обратитесь к ребенку.) Скорей садись на ковер, он сейчас полетит назад! (Теперь пусть ребенок сидит в другой позе, например спиной вперед. Затем приходит очередь следующего ребенка.) Кто хочет попутешествовать на ковре-самолете? Куда мы летим?
22. Волчки и самолеты
Описание. Это игра, для которой нужно много места. Дети должны учиться вести себя достаточно организованно и избегать столкновений.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Представьте, что вы все – маленькие волчки. Сначала волчки лежат на полу и спят, как делают всегда, когда не вращаются. Затем один волчок просыпается, подпрыгивает и начинает резко крутиться. При этом руки у него прижаты к телу, он оставляет место для других волчков. Кроме того, вам надо успеть быстро остановиться, когда я скажу «Стоп!».
Стоп! А теперь вы превращаетесь в самолеты. Разведите руки в стороны и станьте маленькими самолетами. Вы можете полететь, куда хотите.
23. Балет привидений
Описание. В этой игре дети учатся ориентироваться и сохранять равновесие с закрытыми глазами.
Материалы: для каждой четверки детей одна большая простыня.
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Разделитесь на четверки и возьмите простыню. Встаньте все вместе близко друг к другу и накройтесь простыней так, чтобы вас было видно. Вы – восьминогое привидение, которое исполняет свой танец. Хорошее привидение двигается плавно и легко. Я буду учителем танцев и буду вам говорить, куда вы должны идти.
Все делают два шага вперед, шаг в сторону, три шага назад, шаг в другую сторону. Сядьте на пол, а теперь медленно встаньте, пока я буду считать до трех. Прыгните вверх: раз, два, три…А теперь привидения уснули – ложитесь на пол и отдохните.
24. Спасибо!
Описание. В этой игре дети учатся быть внимательными к тому, кто нуждается в их помощи, благодарить за помощь.
Материалы: для каждого ребенка бумажная салфетка и инструментальная музыка с переменным темпом, например, «Детские сцены» Роберта Шумана. Эти короткие фрагменты фортепианной музыки побуждают к разнообразным движениям и делают занятие интересным.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Давайте поиграем в игру, в которой вы должны двигаться с салфеткой на голове и следить, чтобы она не падала. Двигайтесь под музыку и будьте внимательны. Если салфетка упадет, вы должны замереть, пока другой ребенок не поможет вам и не положит упавшую салфетку вам на голову. Вы можете помочь
и иным способом: бережно его коснитесь, и тогда ребенок может сам положить салфетку себе на голову. Те, кто получил помощь, должны поблагодарить, а помощник – ответить: «Мне было приятно помочь тебе».
25. Голова и мяч
Описание. Это очень сложное задание для детей, так как они должны вместе подняться из положения лежа и при этом удерживать мяч между головами. Они должны согласовывать свои движения и хорошо сотрудничать друг с другом. Кроме того, детям, которые не очень ладят между собой, эта игра дает возможность сделать шаг навстречу друг другу.
Материалы: для каждой пары детей мягкий мяч (пляжный надувной и т.п.).
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Разделитесь на пары. Мне очень любопытно, кто из вас справится и проделает такой номер. Ложитесь на живот головами друг к другу. Положите между головами мяч. Удерживая мяч, вы должны одновременно медленно подняться. Найдите способ сделать это, не касаясь мяча руками.
26. Занять место
Описание. В этой игре группа должна держать равновесие, двигаясь синхронно и сосредоточенно.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Вы когда-нибудь видели, как кто-то хочет сесть на стул и садится мимо? А вы знаете, что вся группа может сесть друг на друга и при этом не упасть на пол? Встаньте в круг друг за другом. Будьте внимательны, расстояние между вами должно быть одинаковое, около 20 см. (Покажите детям, сколько это.) Когда все встанут, мы сделаем вместе два глубоких вдоха–выдоха. Теперь вместе считаем до трех и медленно садимся на колени того, кто сзади. Держите крепко того, кто перед вами, за пояс и помогайте ему найти ваши коленки.
#
Детям любого возраста важно учиться ловко двигаться, концентрировать внимание, наблюдать за окружающими и учиться у них, проявлять инициативу, расслабляться и справляться со стрессом. В серии «Игры дядюшки Фопеля» собраны специально разработанные групповые игры, которые предоставляют воспитателям детских садов, учителям начальной школы и родителям прекрасную возможность с легкостью достичь перечисленных целей.
Здесь представлены 24 веселые и оригинальные игры, которые помогут детям обратить внимание на свои ножки, больше узнать об их возможностях, получить разнообразные тактильные ощущения и множество положительных эмоций. Помимо этого все предлагаемые игры направлены на достижение следующих психологических целей:
- Формирование навыков сотрудничества (эти игры представлены на карточках желтого цвета)
- Выражение собственной агрессии (красный фон)
- Формирование навыков доверия к окружающим (зеленый фон)
- Развитие внимания и координации (голубой фон)
Практические указания к работе
Дошкольники любят знакомое, им нравится надежность повторяющегося. Когда они уже знают, что надо делать, они в состоянии оценить свои действия. Поэтому мы рекомендуем чаще повторять одни и те же игры.
В подвижных играх особенно важно поддерживать дисциплину в группе. Внимание детей должно быть сосредоточено на вас. Вы можете продемонстрировать образец выполнения задания, обратившись к одному из детей с вопросом: «А ты так сумеешь?» Помните, что вы не должны давать длинных объяснений.
Время от времени кто-то из детей или вся группа нуждаются в более тесной эмоциональной связи с вами. Для них вы очень значимая поддерживающая фигура, и иногда дети испытывают потребность в дополнительном внимании с вашей стороны. Не забывайте об этом.
Иногда нужно сделать игру более доступной и понятной для детей: исключить сложные этапы, а затем постепенно добавлять их, снизить темп игры или дать детям дополнительное время, повторить задание несколько раз, пока дети не поймут идею и т.п .
Поддерживайте сотрудничество и взаимопомощь в группе. Обращайте внимание на то, чтобы соблюдался баланс между играми, в которых дети действуют индивидуально, и играми, в которых они выполняют задание с партнером, в малых группах, вместе со всей группой.
Игры должны способствовать развитию детей. Учитывайте, что некоторые дети добиваются успеха медленно. Внимательно наблюдайте, как меняются реакции ребенка на одну и ту же игру при ее повторении. Если игра идет совершенно гладко и все дети поступают одинаково, следует не радоваться, а насторожиться.
Как руководителю группы вам следует ожидать успеха в той же степени, что и неудачи. Если вы выбрали игру, которая не нравится детям, оставьте ее и попробуйте другую.
В целом ряде игр вам потребуется реквизит. Самое непривычное – шифоновые платки, которые очень нравятся и взрослым, и детям. Приобретение таких легких «волшебных» платков стоит того, вы будете долго использовать их во многих играх. Другие часто используемые материалы есть в любом оборудованном детском саду или группе продленного дня: одеяла, маты, мячи разной величины, прыгалки, воздушные шары, обручи… Карандаши, спички и губки также легко приобрести.
В некоторых играх мы рекомендуем использовать музыку, в других она неуместна. Подходящее музыкальное сопровождение является замечательным источником вдохновения во многих подвижных играх. При выборе музыкальных фрагментов мы руководствовались собственным вкусом, но вы можете выбрать что-то другое.
Мы надеемся, что «Игры Дядюшки Фопеля» помогут вам в работе и в обычной жизни, что с их помощью задача обучения, воспитания и развития детей станет для вас значительно более легкой и приятной.
ЛОВКИЕ НОЖКИ
1. Моя туфелька
Описание. Это игра-разогрев, предваряющая основную активность. Она объединяет группу и усиливает чувство сплоченности.
Возраст участников: c 3 лет.
Инструкция детям. Сядьте в круг на пол. (Вы также должны сесть в круг, чтобы показать детям необходимые движения). Снимите с одной ноги туфельку и возьмите ее в руку. Лучше держать ее в правой руке. (Станьте сзади ребенка и покажите ему его правую руку).
Начинаем проговаривать слова:
Это ты, это я,
Это туфелька моя
С нами песенку поет,
От меня к тебе идет.
Пока проговариваем слова, мягко касаемся туфелькой пола сначала с правой от себя стороны, затем – с левой. При словах «от меня к тебе» передаем туфельку соседу слева. И так далее, пока в руке не окажется собственная туфелька. Тогда все поднимают каждый свою туфельку повыше и вместе говорят: «Это туфелька моя!»
2. Большое и маленькое
Описание. Дети получают новый тактильный опыт, выполняя задание ножками и ручками, учатся координировать движения. Игра развивает ощущение пространства, успокаивает и расслабляет.
Материалы: мягкая хлопковая веревка для каждого ребенка.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Снимите обувь и носочки и каждый возьмите себе по одной веревке. А теперь хорошенько скомкайте веревку ножками!
А ну-ка ножками распрямите веревку, чтобы она стала длинной-длинной…
Вот как хорошо вы справились!
А теперь нам помогут ручки. Соберем в комочек веревку, а потом вытянем ее, распрямим…
Закройте глазки и опять скатайте ручками веревку в комочек, а потом вытяните – веревочка стала длинной… и снова маленькой… и снова длинной… Как хорошо получается!
3. Мостик
Описание. Дети научатся медленно идти по веревочке и останавливаться в середине. Это хорошая тренировка контроля над телом и умения оценивать расстояния.
Материалы: хлопковая веревка длиной около 1,5 м для каждой пары детей.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Выберите себе пару. Снимите обувь и носочки. Каждая пара возьмет одну веревку и положит ее на пол рядом с собой. Пусть каждый встанет на свой конец веревочки, одна нога впереди другой, так чтобы обе ножки стояли на веревочке. Когда я скажу: «Раз, два, три…», начинайте медленно идти по мостику навстречу друг другу. Ставьте одну ногу перед другой, пока не встретитесь на середине. Тогда ножки коснутся и скажут друг другу: «Привет!». А теперь посмотрим, как вы медленно пойдете по мостику назад и остановитесь на конце веревки… Замечательно!
4. Дикая змея
Описание. В этом упражнении дети тренируют реакцию и координацию глаз и ног.
Материалы: хлопковая веревка длиной около 1,5 м или широкая цветная лента той же длины для каждой пары детей.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям`. Выберите себе пару. Снимите обувь и носочки. Каждая пара берет одну веревку. Один из вас держит в руке конец веревки, садится на корточки и двигает веревку из стороны в сторону, будто это извивается дикая змея, а другой пытается поймать змею, наступив на нее ногой.
Теперь охотник и ловец меняются ролями.
А теперь попробуйте поймать змею другой ногой!
Теперь ловим змею одной рукой. Кто поймал, меняется в паре ролями.
А теперь посмотрим, как вы поймаете змею, когда она быстрее ползет. Тот, кто двигает змею, может ходить по комнате. И охотник становится ловцом, когда змея поймана.
5. Трехногие
Описание. Дети учатся сотрудничать друг с другом. Ноги должны двигаться по-разному, для чего нужно осознавать обе стороны тела. Также тренируется глазомер и чувство ритма.
Материалы: пакет или мешок среднего размера из бумаги для каждой пары детей.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Мы будем играть в игру, в которой вы попробуете пройтись … на трех ногах. Снимите, пожалуйста, обувь… Я покажу вам, как это будет.
(Встаньте бок о бок с ребенком, возьмите его за руку. А теперь поставьте в пакет смежные ноги , например, ребенок - правую, а Вы - левую ногу. У вас получится одна «общая» нога. Сделайте несколько шагов «тремя» ногами. Пакет не должен порваться.)
А теперь разбейтесь на пары и, прислонитесь друг к другу боком и станьте «трехногими». Когда я скажу: «На старт, внимание, марш…», начинайте ходить. Постарайтесь идти и быстро, и осторожно!
6. Индейская тропа
Описание. Дети будут тренировать умение бесшумно ходить босиком. Проходя по индейской тропе, они должны точно следовать по линии. Также ребята могут потренировать координацию «глаза–ноги».
Материалы: тропа, нарисованная мелом или отмеченная клейкой лентой на полу – прямая, извилистая или зигзагом.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Снимите, пожалуйста, обувь и носочки. Представьте, что вы – индейцы, которые очень тихо крадутся по дикому лесу. Это узкая тропа, которую индейцы проложили через лес. Попытайтесь пройти по этому пути точно, ставьте ноги только на линию.
Теперь попробуйте идти по ней спиной вперед…
Кто сумеет пройти по индейской тропе боком?..
А можете пробежать по тропе?..
Покажите-ка, как по такой тропе вы сможете идти на четвереньках, словно крадущиеся индейцы на охоте…
7. Рыбацкая сеть
Описание. Задача игры – вызвать тактильные ощущения пальцев ног. Дети пробуют хватать пальцами ног полотенце и одновременно медленно идти. Следите за тем, чтобы дети не сталкивались.
Материалы: тонкое полотенце среднего размера для каждого ребенка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. На пол перед собой положите полотенце. Снимите обувь и носочки. Встаньте на угол полотенца и ухватите его пальцами ног. Скатайте его под пальцами.
Представьте, что полотенце – это рыбацкая сеть, которую надо медленно вытащить из пруда. Вы хотите поймать золотую рыбку, которая плавает в этом пруду. Медленно идите назад и тащите за собой сеть. Смотрите вокруг, чтобы ни с кем не столкнуться.
Я буду ходить между вами, и вы можете шепнуть мне на ушко, удалось ли вам ее поймать.
ДВИЖЕНИЯ НА ПОЛУ
8. Змеи и лисы
Описание. Дети могут потренироваться в быстрой смене разных видов движения. Дети учатся ориентироваться в пространстве и быстро реагировать.
Материалы: мел или клейкая лента, чтобы ограничить игровое поле (на 10 детей поле около 4 х 4 м).
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Сейчас мы будем играть в игру «Змеи и лисы».
Пожалуйста, снимите обувь. Половина из вас начинают игру как лисы, а другая половина – как змеи. Змеи ложатся на пол и ползают по-пластунски. Вы можете ползти тихонько, а можете шипеть, показывать ядовитые зубы и двигать туда-сюда языком.
Лисы бегают на задних лапах между змеями, так чтобы те их не коснулись. Каждая лиса, которую задела змея, превращается в змею, а змея – в лису…
Не выходите за пределы игрового поля. Лисы, старайтесь не наступать на змей!
9. Хромая собачка
Описание. Дети должны двигаться, перераспределяя свой вес на три опорные точки (одна ножка «ранена»). Это требует силы, гибкости и способности контролировать свое тело.
Материалы: небольшое полотенце для каждого ребенка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Представьте, что вы – маленькие собачки, у каждой из которых ранена одна нога, и собачка на ней не может ходить. Встаньте на руки и колени и выберите, какая нога у вас ранена.
Сейчас собачки могут начать идти на трех ножках. Если собачка устанет, она может лечь на полотенце и отдохнуть. Когда она снова наберется сил, то продолжит ходить.
Теперь все ложитесь на полотенца и отдохните. Прошла пара недель и ваша ножка выздоровела! Станьте опять на руки и колени и покажите, какие вы снова здоровые!
10. Пумукль
Описание. Это оживленная игра, в которой дети попеременно то бегают, то ползают , пробираясь между ногами другого ребенка. Тренируется координация частей тела, пространственная ориентация и способность быстро реагировать.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Я хочу показать вам новую игру: Один из вас – Пумукль. Пумукль охотится на других детей и пытается их осалить. Когда он коснется кого-нибудь, тот замирает на месте, расставляет ноги шире, а руками упирается в бока. Но осаленного ребенка можно расколдовать. Для этого кто-нибудь другой должен проползти между его ногами, и тогда осаленный ребенок может снова бегать и участвовать в игре. Тот из детей, кого Пумукль поймал дважды, становится новым Пумуклем.
11. Обнять и покатиться
Описание. Эта игра динамична благодаря сочетанию свободных танцевальных движений и коротких фаз перекатывания по полу, когда дети , обнявшись, пробуют катиться по полу.
Материалы: веселая музыка.
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Я хочу вам предложить одну интересную игру.
Сейчас я включу веселую музыку, а вы начинаете ходить и танцевать по комнате, как вам вздумается. Иногда я буду громко говорить: «А теперь – обняться и покатиться!» Тогда вы быстро подбегаете к любому из вас, обнимаетесь и один раз перекатываетесь вдвоем по полу. Потом отпускаете друг друга и дальше опять танцуете по одному. Понятно ли вам, что делать?
12. Волшебные драконы
Описание. Дети должны ползти на четвереньках и дуть на перышко, перемещая его через комнату. Игра оказывает успокаивающее и расслабляющее действие.
Материалы: перышко для каждого ребенка.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Опуститесь на пол, опираясь на руки и коленки. Представьте, что вы превратились в дракончиков. Вы наверняка знаете, что когда взрослые драконы выдыхают, из их пасти появляется огонь. Маленькие дракончики так делать еще не умеют. Они должны долго тренироваться, чтобы научиться выдыхать язычки пламени. Каждому дракончику я дам легкое перышко. Я хочу посмотреть, как вы будете проходить через комнату на четвереньках и аккуратно дуть на перышко перед собой. Уступайте другим дракончикам дорогу и не потеряйте свое перышко.
ПОБЕДИТЬ ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ
13. Лужа
Описание. В этой игре у детей есть возможность прыгать, скакать на разное расстояние и при этом самим решать, насколько они хотят рисковать. Игра направлена на формирование чувства равновесия, координацию правой и левой сторон тела.
Материалы: для каждого ребенка одна маленькая подушечка или что-то подобное.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Возьмите подушечку и положите ее на пол. Представьте, что подушечка – это лужа, и вы хотите ее перепрыгнуть, не замочив ног. Как вы это сделаете? Вы можете оттолкнуться с одной ножки и приземлиться на другую, или отталкиваться и приземляться на одну и ту же ногу, а можете приземлиться на обе. А какие еще способы можно придумать?
14. Звонкий колокольчик
Описание. В этой игре дети прыгают в высоту. Держите концы ленты обеими руками. Вы можете регулировать степень трудности для каждого ребенка, постепенно повышая ленту, но изначально она должна быть на таком уровне, чтобы ребенок мог легко до нее достать. При успешном выполнении задания звонит колокольчик.
Материалы: цветная лента шириной 5–10 см и длиной около 80 см, на которой висит маленький колокольчик.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Мы будем играть в игру «Звонкий колокольчик». Встаньте друг за другом напротив меня. Тот, кто стоит первым, прыгает вверх и пытается достать рукой колокольчик на ленте, чтобы он зазвенел. (Предложите детям достать колокольчик другой рукой. Если колокольчик звенит, то любой прыжок считается успешным.).
15. Поп-корн
Описание. Эту веселую игру, в которой можно попрыгать в разные стороны, маленькие дети особенно любят. Завершение игры объединяет группу.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Давайте сыграем в игру «Поп-корн». Садитесь на корточки, где хотите, и тихо говорите: «Поп-корн, поп-корн, поп-корн…». Представьте, что пол в комнате – это большущая сковорода, и она нагревается. А вы – поп-корн. Вы начинаете подпрыгивать на сковородке. Я думаю, уже пора. Итак, весь поп-корн прыгает на сковородке. А сейчас я посыпаю вас сахаром, чтобы было сладко и вкусно. Если двое касаются друг друга, они слипаются и прыгают вместе. Игра закончится, когда вы все станете одним большим комом из поп-корна.
16. Дети-циркачи
Описание. В этой игре дети тренируют чувство равновесия и глазомер. Сложность заданий должна увеличиваться постепенно. Это хорошее упражнение на сотрудничество и взаимную поддержку. При успешном выполнении задания дети с полным правом гордятся собой.
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Вы – циркачи и умеете делать трудные трюки. Сейчас разделитесь на пары и встаньте один за другим на одной ноге, например, на правой, а вторую вытяните назад. Стоящий сзади поддерживает рукой ногу впереди стоящего и. Второй кладет свою правую руку на правое плечо первому. А теперь попробуйте вместе прыгнуть вперед. Может быть, вам нужно считать вместе, чтобы вы могли прыгать одновременно.? А на другой ноге сможете?
17. Преодолеть земное притяжение
Описание. Это красивая игра, которая получается, только при успешном сотрудничестве, поэтому потребуются доверие и сензитивность.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Разбейтесь на пары и сядьте на пол спиной друг к другу. Вы хорошо умеете работать вместе? Сцепите замком за спиной ваши согнутые в локтях руки. Сейчас попробуйте вместе подняться и встать на прямых ногах. Подумайте, как сильно вам нужно отталкиваться ногами от пола, чтобы хорошо опираться друг на друга, с какой силой вам надо давить на спину партнера, чтобы подниматься вместе. Возможно, вам нужно будет считать, чтобы одновременно двигаться.
18. Огонь на горе
Описание. Эта игра из Кении тренирует скорость реакции и внимательность.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. В этой игре вы должны внимательно слушать. Все ложитесь на пол. Сначала я буду сторожем. Я буду говорить все, что мне придет в голову, например, «молоко в стакане», «рыбки в аквариуме», «дети в детсаду», «конфеты в пакете» и т.д. А вы удобно лежите на спине и расслабляетесь. Но когда я скажу: «Огонь на горе!» – вы должны подпрыгнуть и встать прямо. Последний становится новым сторожем.
19. Кузнечик
Описание. Дети работают в парах. Им нужно договориться, совместно оценить расстояние, быстро решить и спланировать сложное движение.
Материалы: для каждого ребенка обруч; клейкая лента, чтобы разметить линии старта и финиша.
Возраст участников: с 6 лет.
Инструкция детям. Разделитесь на пары, возьмите обручи. Встаньте на линию старта., в конце комнаты находится линия финиша. Туда вы должны допрыгать вместе, используя обручи.
Стоя в обруче, бросьте второй на пол перед собой так, чтобы вы могли сразу прыгнуть в него с линии старта. Перед прыжком поднимите обруч, в котором вы стоите, и возьмите его с собой. Вам нельзя касаться пола вне обруча. Та пара, которая допрыгала первой, победила.
20. Туда и обратно
Описание. Это игра с высоким темпом, в которой дети должны очень быстро реагировать. Здесь требуется частая смена направления движения.
Материалы: оживленная ритмичная музыка.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. В этой игре вы должны быть очень шустрыми. Разбейтесь на пары. Сейчас будет играть музыка, и пока она играет, вы должны убежать или упрыгать как можно дальше от своего партнера. Как только музыка прекращается, вам нужно быстро прибежать к своему партнеру, взяться за руки и вместе присесть на корточки. Когда музыка опять заиграет, очень быстро подпрыгивайте и танцуйте от партнера прочь.
НАЙТИ РАВНОВЕСИЕ
21. Ковер-самолет
Описание. Ребенок на ковре должен сохранить равновесие и не упасть, несмотря на то, что его опора двигается.
Материалы: одно старое одеяло.
Возраст участников: с 3 лет.
Инструкция детям. Я предлагаю вам совершить путешествие на ковре-самолете. Саша, ты будешь путешествовать первым? Сядь на одеяло. На ковре-самолете можно попасть в любое место. Куда тебе хочется полететь? (Держите одеяло за углы и тащите его назад все время путешествия. В каком-то месте комнаты скажите, что вы добрались до цели. Ребенок может встать. Затем обратитесь к ребенку.) Скорей садись на ковер, он сейчас полетит назад! (Теперь пусть ребенок сидит в другой позе, например спиной вперед. Затем приходит очередь следующего ребенка.) Кто хочет попутешествовать на ковре-самолете? Куда мы летим?
22. Волчки и самолеты
Описание. Это игра, для которой нужно много места. Дети должны учиться вести себя достаточно организованно и избегать столкновений.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Представьте, что вы все – маленькие волчки. Сначала волчки лежат на полу и спят, как делают всегда, когда не вращаются. Затем один волчок просыпается, подпрыгивает и начинает резко крутиться. При этом руки у него прижаты к телу, он оставляет место для других волчков. Кроме того, вам надо успеть быстро остановиться, когда я скажу «Стоп!».
Стоп! А теперь вы превращаетесь в самолеты. Разведите руки в стороны и станьте маленькими самолетами. Вы можете полететь, куда хотите.
23. Балет привидений
Описание. В этой игре дети учатся ориентироваться и сохранять равновесие с закрытыми глазами.
Материалы: для каждой четверки детей одна большая простыня.
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Разделитесь на четверки и возьмите простыню. Встаньте все вместе близко друг к другу и накройтесь простыней так, чтобы вас было видно. Вы – восьминогое привидение, которое исполняет свой танец. Хорошее привидение двигается плавно и легко. Я буду учителем танцев и буду вам говорить, куда вы должны идти.
Все делают два шага вперед, шаг в сторону, три шага назад, шаг в другую сторону. Сядьте на пол, а теперь медленно встаньте, пока я буду считать до трех. Прыгните вверх: раз, два, три…А теперь привидения уснули – ложитесь на пол и отдохните.
24. Спасибо!
Описание. В этой игре дети учатся быть внимательными к тому, кто нуждается в их помощи, благодарить за помощь.
Материалы: для каждого ребенка бумажная салфетка и инструментальная музыка с переменным темпом, например, «Детские сцены» Роберта Шумана. Эти короткие фрагменты фортепианной музыки побуждают к разнообразным движениям и делают занятие интересным.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Давайте поиграем в игру, в которой вы должны двигаться с салфеткой на голове и следить, чтобы она не падала. Двигайтесь под музыку и будьте внимательны. Если салфетка упадет, вы должны замереть, пока другой ребенок не поможет вам и не положит упавшую салфетку вам на голову. Вы можете помочь
и иным способом: бережно его коснитесь, и тогда ребенок может сам положить салфетку себе на голову. Те, кто получил помощь, должны поблагодарить, а помощник – ответить: «Мне было приятно помочь тебе».
25. Голова и мяч
Описание. Это очень сложное задание для детей, так как они должны вместе подняться из положения лежа и при этом удерживать мяч между головами. Они должны согласовывать свои движения и хорошо сотрудничать друг с другом. Кроме того, детям, которые не очень ладят между собой, эта игра дает возможность сделать шаг навстречу друг другу.
Материалы: для каждой пары детей мягкий мяч (пляжный надувной и т.п.).
Возраст участников: с 5 лет.
Инструкция детям. Разделитесь на пары. Мне очень любопытно, кто из вас справится и проделает такой номер. Ложитесь на живот головами друг к другу. Положите между головами мяч. Удерживая мяч, вы должны одновременно медленно подняться. Найдите способ сделать это, не касаясь мяча руками.
26. Занять место
Описание. В этой игре группа должна держать равновесие, двигаясь синхронно и сосредоточенно.
Возраст участников: с 4 лет.
Инструкция детям. Вы когда-нибудь видели, как кто-то хочет сесть на стул и садится мимо? А вы знаете, что вся группа может сесть друг на друга и при этом не упасть на пол? Встаньте в круг друг за другом. Будьте внимательны, расстояние между вами должно быть одинаковое, около 20 см. (Покажите детям, сколько это.) Когда все встанут, мы сделаем вместе два глубоких вдоха–выдоха. Теперь вместе считаем до трех и медленно садимся на колени того, кто сзади. Держите крепко того, кто перед вами, за пояс и помогайте ему найти ваши коленки.
Из книги Клауса Фопеля « Быстрые ножки ».
Вы можете купить эту книгу у Издательства "Генезис".
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий