Семеро с одной лавки
Помните детскую сказку "Семеро из одного стручка"? В ней рассказывается о том, как созревшие горошины высыпались из стручка и каждую ожидала своя неповторимая судьба. Так и выросшие в одной семье дети расходятся по жизни разными дорогами и удивляют родителей тем, что, несмотря на одинаковую любовь и заботу, один становится победителем, а другой - неудачником, один всегда оптимистично встречает трудности, другой - ищет кого-то, кто бы взял на себя его проблемы. Виновата ли во всем Природа, неравномерно одаривающая людей способностями? Психологи считают, что дело не только в этом. Важен также порядок рождения детей в семье. То есть положение старшего, среднего, младшего или единственного ребенка в семье имеет свои психологические особенности и специфические последствия во взрослой жизни. Каждая из этих детских позиций содержит в себе противоречивые тенденции, и то, насколько они будут сбалансированы, зависит только от родителей. Давайте рассмотрим эти позиции и их влияние на развитие ребенка.
Первый ребенок какое-то время всегда растет как единственный. Безраздельная любовь и забота родителей принадлежит только ему. Это придает ребенку чувство внутренней стабильности и устойчивости. С другой стороны, появление первого ребенка приносит родителям тревоги и волнения. Новая родительская роль предъявляет к ним много требований, и они могут сомневаться в том, насколько успешно с ней справляются. Эта неуверенность и тревога передаются первенцу и могут вызвать у него опасение перед неустойчивым, нестабильным миром, воплощением которого являются для него родители.
Появление второго ребенка в семье меняет положение первого. Он перестает быть единственным и становится старшим. Если это событие происходит в возрасте пяти лет или более, когда личность ребенка уже приобрела определенную устойчивость, рождение младшего не становится травмой, не означает появление соперника в родительской любви. Тогда старший ребенок приобретает повышенное чувство ответственности. Родители ожидают от него помощи в уходе за младшим и доверяют выполнение домашних поручений. Это доверие как признак взрослости обычно высоко ценится детьми, и они стараются соответствовать ожиданиям родителей. Американские ученые уже обратили внимание на то, что большинство их президентов были старшими детьми в своих семьях. Но есть опасность другого исхода: если ожидания родителей неразумно высоки (например, ожидание от ребенка того, что не удалось достичь самим), у ребенка развивается чувство своей несостоятельности и это приводит к неуспехам во взрослой жизни.
Для родителей появление второго и последующих детей - уже не повод для тревог, а скорее прогнозируемое удовольствие. Поэтому средние и младшие дети воспринимают окружающий мир как стабильный и вполне надежный.
Средние дети никогда не чувствуют себя как единственные. Им приходится считаться с существованием старших, а затем - с появлением младших, по сравнению с которыми их положение проигрывает (старшим много можно потому, что они "уже большие", а младшим - потому что они "еще маленькие"). В результате у средних детей развивается стремление к соперничеству, состязательности. Вырастая, они часто находят себя в спорте, где эти качества особенно важны и полезны. Средние дети отличаются также выбором своей деятельности. Поскольку старших никогда не догнать, средние проявляют себя в тех областях, которыми не интересуются старшие или в которых они не успешны, тем самым они могут рассчитывать на свою исключительность для родителей.
Для младших детей характерна особенная гибкость поведения и умение нравиться окружающим. Это позволяет им извлекать пользу из своих слабостей и чувствовать себя не хуже старших. Младшие дети вырастают хорошими коммуникаторами и наибольшего успеха достигают в профессиях, связанных с общением. Общей способностью младших детей является и то, что им обычно достается много любви, обожания и помощи, что способствует развитию у них оптимистичного и доверительного отношения к жизни. Однако, возможен и другой результат: если за младшего все решали другие, он вырастает с ожиданием того же поведения от всех окружающих и, не получив этого однажды, сочтет себя несправедливо обиженным судьбой.
Как видим, позиции старшего, среднего и младшего в семье очень отличаются (позиция единственного ребенка более уникальна, и мы расскажем о ней отдельно), поэтому нет ничего удивительного в том, что одни и те же условия воспринимаются ими совершенно по-разному. Так, сравнение со сверстниками для старшего может быть хорошим воспитательным стимулом, а для младшего - ударом по больному месту. Надеемся, что знание сильных и слабых сторон каждой позиции поможет вам в выборе поведения со своими детьми, но главное, что вы можете сделать для них - это дать им уверенность в исключительности своего места в вашем любящем сердце.
Автор: Елена Пуртова
#
Первый ребенок какое-то время всегда растет как единственный. Безраздельная любовь и забота родителей принадлежит только ему. Это придает ребенку чувство внутренней стабильности и устойчивости. С другой стороны, появление первого ребенка приносит родителям тревоги и волнения. Новая родительская роль предъявляет к ним много требований, и они могут сомневаться в том, насколько успешно с ней справляются. Эта неуверенность и тревога передаются первенцу и могут вызвать у него опасение перед неустойчивым, нестабильным миром, воплощением которого являются для него родители.
Появление второго ребенка в семье меняет положение первого. Он перестает быть единственным и становится старшим. Если это событие происходит в возрасте пяти лет или более, когда личность ребенка уже приобрела определенную устойчивость, рождение младшего не становится травмой, не означает появление соперника в родительской любви. Тогда старший ребенок приобретает повышенное чувство ответственности. Родители ожидают от него помощи в уходе за младшим и доверяют выполнение домашних поручений. Это доверие как признак взрослости обычно высоко ценится детьми, и они стараются соответствовать ожиданиям родителей. Американские ученые уже обратили внимание на то, что большинство их президентов были старшими детьми в своих семьях. Но есть опасность другого исхода: если ожидания родителей неразумно высоки (например, ожидание от ребенка того, что не удалось достичь самим), у ребенка развивается чувство своей несостоятельности и это приводит к неуспехам во взрослой жизни.
Для родителей появление второго и последующих детей - уже не повод для тревог, а скорее прогнозируемое удовольствие. Поэтому средние и младшие дети воспринимают окружающий мир как стабильный и вполне надежный.
Средние дети никогда не чувствуют себя как единственные. Им приходится считаться с существованием старших, а затем - с появлением младших, по сравнению с которыми их положение проигрывает (старшим много можно потому, что они "уже большие", а младшим - потому что они "еще маленькие"). В результате у средних детей развивается стремление к соперничеству, состязательности. Вырастая, они часто находят себя в спорте, где эти качества особенно важны и полезны. Средние дети отличаются также выбором своей деятельности. Поскольку старших никогда не догнать, средние проявляют себя в тех областях, которыми не интересуются старшие или в которых они не успешны, тем самым они могут рассчитывать на свою исключительность для родителей.
Для младших детей характерна особенная гибкость поведения и умение нравиться окружающим. Это позволяет им извлекать пользу из своих слабостей и чувствовать себя не хуже старших. Младшие дети вырастают хорошими коммуникаторами и наибольшего успеха достигают в профессиях, связанных с общением. Общей способностью младших детей является и то, что им обычно достается много любви, обожания и помощи, что способствует развитию у них оптимистичного и доверительного отношения к жизни. Однако, возможен и другой результат: если за младшего все решали другие, он вырастает с ожиданием того же поведения от всех окружающих и, не получив этого однажды, сочтет себя несправедливо обиженным судьбой.
Как видим, позиции старшего, среднего и младшего в семье очень отличаются (позиция единственного ребенка более уникальна, и мы расскажем о ней отдельно), поэтому нет ничего удивительного в том, что одни и те же условия воспринимаются ими совершенно по-разному. Так, сравнение со сверстниками для старшего может быть хорошим воспитательным стимулом, а для младшего - ударом по больному месту. Надеемся, что знание сильных и слабых сторон каждой позиции поможет вам в выборе поведения со своими детьми, но главное, что вы можете сделать для них - это дать им уверенность в исключительности своего места в вашем любящем сердце.
Автор: Елена Пуртова
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий