Механизмы психологической защиты в рассказах по САТ
Механизмы психологической
защиты рассматриваются как способы
разрешения внутренних конфликтов
ребенка, уменьшения тревоги и страхов,
связанных с ситуацией фрустрации.
В результате экспериментального исследования мы выявили типичные механизмы психологической защиты у детей старшего дошкольного возраста и обобщили признаки их проявления в рассказах САТ. Определение механизмов психологической защиты представлено на основе их описания авторами САТ (Беллак, 1995), а также другими исследователями (Соколова, 1980; Урсано, Зонненберг, Лазар, 1992 и др.). Обобщенные данные представлены в таблице 13.2.
Таблица 13.2 Характеристика механизмов психологической защиты в рассказах САТ
Здесь представлена характеристика тех механизмов психологической защиты, которые чаще всего встречаются в рассказах детей дошкольного возраста. Проиллюстрируем на конкретных примерах, как в детских рассказах проявляются фрустрированные потребности или их конфликт, а также способы разрешения этого конфликта.
Пример 1
Алеша Ш. (6 лет 8 мес.). Рассказ по картинке «Разъяренный тигр и обезьяна»:
Жила-была обезьяна…Хорошо жила. Однажды из кустов выпрыгнул тигр и чуть ее не съел. Спасибо, она на пальму забралась, ела бананы… Прыгнула на другую, а там… тигр. Она убежала… чуть не съел… А потом они стали жить дружно…
Дополнительно в беседе с ребенком выяснили, что такие действия тигра - это просто игра.
В этом рассказе ребенок идентифицирует себя с обезьяной, которая периодически ощущает опасность со стороны тигра (отца). Мы не наблюдаем здесь собственно агрессивных действий отца, но видим чувство страха, переживаемое ребенком от того, что они все таки возможны («чуть не съел…» ). Обезьяна (ребенок) спасается от тигра (отца) бегством. Следовательно, ребенок испытывает потребность избежать агрессии отца (страх агрессии). Причем ребенок сообщает нам о внезапности или непредсказуемости поведения отца («…а там…» ) в относительно спокойной и «хорошей» жизни обезьяны: «…Хорошо жила…Однажды …выпрыгнул…» Исход рассказа («стали жить дружно» ), противоположный основному содержанию, как бы возвращает нас к началу рассказа – хорошей жизни обезьяны (ребенка), то есть ребенок демонстрирует потребность в дружеских отношениях с отцом. Таким образом, в этом рассказе мы можем обозначить конфликт потребностей ребенка в дружеских отношениях с отцом и избегания его агрессии (потребность в дружбе и страх агрессии). А разрешение такой травмирующей ситуации происходит с помощью механизма избегания («обезьяна убежала» ) и реакции формирования (изменение содержания рассказа на противоположный, а также комментарий ребенка относительно действий тигра как игры).
Пример 2
Лариса Х. (6 лет 3 мес.). Рассказ по картинке «Медведи в затемненной пещере»:
Жил был медвежонок…Однажды наступила ночь, и он лег в кроватку… Ему приснился сон, как он пошел в лес за медом и принес его домой… Проснулся и попросил у мамы пойти гулять. «Пойдем, только не отставай» – сказала мама. Вышли, а там дерево, в нем пчелы. Покушал медок. «Я два дня не ел. Не могу никак наесться». Пошли дальше …Навстречу лиса: «Куда вы? – Гулять? – Можно с вами? – Нет, ты хитрая! – Я не хитрая, я хорошая. – Оставь нас в покое!». Пошли они домой и стали жить весело.
В процессе беседы с ребенком выяснили, что лису нельзя брать с собой, потому что она обхитрит.
В этом рассказе мы можем выделить три смысловых фрагмента: сон медвежонка, поход в лес с мамой и встреча с лисой. Ребенок идентифицирует себя с медвежонком, который хочет принести в дом мед. Возможно, для того, чтобы он был дома всегда. Следовательно, ребенок чего то лишен, фрустрирована какая то потребность. Поход медвежонка в лес конкретизирует для нас и содержание фрустрированной потребности, и образ, с которым она связана: медвежонок отправляется в лес с мамой и насыщается медом (механизм символизации), то есть демонстрирует потребность в любви и близости матери. Далее в рассказ вводится новый персонаж - лиса, наделенная такой отрицательной, по мнению ребенка, характеристикой, как хитрость. Девочка идентифицирует лису с мамой. Мы наблюдаем отвержение медвежонком лисы, так как она может в любой момент обмануть, перехитрить. Здесь отражается потребность ребенка в отвержении матери. Происходит перенос негативных чувств и эмоций на отрицательный образ - лису (механизм замещения). Таким образом, в противоречие вступают потребности в любви и близости матери и потребность в ее отвержении (конфликт «Любовь – Отвержение» ). В завершении рассказа медвежонок остается с «хорошей» мамой, с которой они «стали жить весело», что демонстрирует нам потребность ребенка в позитивном исходе.
Когда в одном рассказе ребенком демонстрируется и позитивное, и негативное отношение к родителю, мы можем констатировать амбивалентность его позиции в отношении значимых взрослых. Подобную ситуацию мы наблюдаем и в следующем примере:
Пример 3
Андрей П. (6 лет 7 мес.). Рассказ по картинке «Разъяренный тигр и обезьяна»
Жили-были однажды тигр (Я) и обезьяна (отец). Тигр встретил обезьяну и бросился на нее. Обезьяна не могла забраться на дерево. Однажды тигр бросился и укусил за хвост… А однажды хотели друг друга покусать, тигр бросился, и от обезьяны остались одни кости *** Тигр нашел другую обезьяну и подружился с ней. Та обезьяна была переодетая, обезьяна-человек. А люди и тигры не дружат.
В этом рассказе отражены конфликтные агрессивные взаимоотношения мальчика и отца. Идентифицируя себя с тигром, ребенок неоднократно совершает агрессивные действия (набросился, укусил), направленные на отца, и, наконец, уничтожает его («остались одни кости» ). Здесь мы наблюдаем ярко выраженную потребность ребенка в агрессии в отношении к отцу. Причем степень этой агрессии возрастает: сначала только бросился, затем укусил за хвост, а потом уничтожил, оставив кости. Такая агрессия и доминирование над отцом происходит здесь благодаря дискредитации отца (обезьяны). («Она слабее тигра не всегда, не могла забраться на дерево» ), а также рационализации («Та обезьяна переодетая, обезьяна человек, а люди и тигры не дружат» ). Ребенок объясняет, рационализирует свои агрессивные действия, направленные на отца, как заведомо имеющие основание. Следует отметить, что в рассказе сообщается о взаимной агрессии между сыном и отцом («хотели друг друга покусать» ), то есть ребенком осознается возможная угроза со стороны отца. Длительная пауза (***) разделяет первую (агрессивную) и вторую (дружественную) части рассказа. Изменяется динамика рассказа (механизм формирования реакции). Далее мы наблюдаем потребность ребенка в дружеских отношениях с отцом, причем здесь инициатива принадлежит ребенку («нашел и подружился» ). Таким образом, мы выявили конфликт потребностей («Агрессия – Дружба» ), который связан с образом отца.
Анализируя проективное содержание САТ по указанным нами переменным, можно не только исследовать потребности ребенка, источники их фрустрации, внутренние конфликты ребенка, а также способы их разрешения, но и организовать психологическую помощь ребенку с учетом полученных данных.
В заключение следует отметить, что, анализируя проективные данные, всегда есть опасность увидеть то, что «хочет увидеть» психолог. Требуется особая осторожность в том, чтобы не придать случайным действиям или высказываниям ребенка те значения, которые трудно подтвердить клиническими или биографическими сведениями. При интерпретации следует уделять внимание анализу тех реальных ситуаций и событий в жизни ребенка, которые наиболее ярко проявляются в его рассказах, определить, откуда ребенок заимствует определенные имена, места действия, конкретные обстоятельства. Особенно важно, представляет ли данный рассказ или его отдельные детали реальное или желаемое для рассказчика. Например, образ заботливого и покровительствующего отца в рассказе может свидетельствовать как о желании ребенка удовлетворить потребность в любви, заботе и опеке отца, так и о реальном, благополучном взаимодействии родителя и ребенка. А если в большинстве историй повторяется тема кровопролития в результате агрессивных действий героев, причем обследуемый ребенок ведет себя в реальных ситуациях робко и застенчиво, то можно сделать вывод, что агрессия ребенка подавляется, и поэтому он проецирует ее на персонажей картинки.
#
В результате экспериментального исследования мы выявили типичные механизмы психологической защиты у детей старшего дошкольного возраста и обобщили признаки их проявления в рассказах САТ. Определение механизмов психологической защиты представлено на основе их описания авторами САТ (Беллак, 1995), а также другими исследователями (Соколова, 1980; Урсано, Зонненберг, Лазар, 1992 и др.). Обобщенные данные представлены в таблице 13.2.
Таблица 13.2 Характеристика механизмов психологической защиты в рассказах САТ
Механизм психологической защиты | Определение защитного механизма | Проявления защитных механизмов в рассказах CAT | |
1 | Символизация (выделяется только Л.Беллак и С.Беллак) |
Отражение переживаний, чувств, желаний, мотивов, потребностей при помощи символов | Разрыв каната может символизировать ссору ,
нарушение отношений, конфликт между героями; порезы, укусы, травмы, убийства - потребность автора рассказа в агрессии; снег, холод фрустрацию потребности в любви; мед, сладости, игрушки - потребность в любви и внимании значимых взрослых и т.д. |
2 | Проекция | Бессознательное отражение собственных эмоционально - неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям, животным или объектам | Герой проявляет себя активным агрессором (бьет, кусает, бросает), атакует невиновного или нападающего противника |
3 | Защитная идентификация ( идентификаций с агрессором ) |
Механизм, который реализует тенденцию к имитированию того, что воспринимается как агрессия или устрашение со стороны внешнего авторитета, значимого объекта; неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности | Испытуемый идентифицирует себя с агрессивным, нападающим, активным персонажем и одобряет его действия |
4 | Изоляция | Восприятие эмоционально травмирующих ситуаций без чувства тревоги | Использование в рассказе
специфических деталей, названий, цитат, детальное описание, логическое завершение, наличие названий рассказа,
использование тем и персонажей сказок; герой теряется или убегает |
5 | Отрицание | Отвлечение внимания от болезненных пережиеаний, игнорирование реальности ( событий, жизненного опыта или чувств ) и осуществление действий таким образом, словно ее не существует | Игнорирование обычного содержания рассказа, отвержение картинки, невключение персонажей или предметов о рассказ |
6 | Реакция формирования ( образование реакции или реактивное образование ) |
Предупреждение выражения неприемлемых желаний путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения. | Выражение в рассказе оппозиции; тон рассказа противоположен содержанию картинки, изменение хода событий и/или действий на противоположные |
7 | Регрессия | Возвращение к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения | Идентификация Я с персонажем, младщим по возрасту |
8 | Подавление | Исключение из сознания мыслей и связанных с ними эмоций или опыта | Герой контролирует себя, удлиняет или отдаляет время наказания, покоряется судьбе, хотя крайне не хочет этого |
9 | Интроекция | Некритичное присвоение убеждений, установок, ценностей других людей и стремление сделать их своими собственными | Герой, бранящий других: секреты или шутки над кем-то; употребление фраз и высказываний, принадлежащим взрослым |
10 | Замещение ( перемещение ) |
Смена объекта чувств, перенос их с реального объекта на иной, менее опасный, чем тот, который вызвал отрицательные эмоции | Включение новых персонажей, объектов внимания героя |
11 | Рационализация | Нахождение правдоподобных ( приемлемых ) причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами ( для неприемлемых мыслей или действий ) | Герой объясняет свои ( чаще агрессивные ) действия, направленные на других, свои неудачи или неуспехи, бегство от опасности и др . |
12 | Дискредитация | Сведение значимости объекта симпатии к минимуму ( до презрительного отношения ), умаление его качеств с целью повышения собственной значимости | Партнер описывается слабым, бессильным , плохим, не умеющим преодолевать препятствия в сравнении с собственными возможностями, способностями, силой |
13 | Отсутствие действий или бездеятельность (выделяется только Л.Беллак и С.Беллак ) |
Проявление пассивности в ситуациях и обстоятельствах, вызывающих фрустрацию | Герой пассивен, нерешителен, терпеливо относится к негативным обстоятельствам |
14 | Амбивалентность (выделяется только Л.Беллак и С.Беллак ) |
Смена позиций, установок, отношения к объекту привязанности на прямо противоположные в контексте ситуации взаимодействия с ним | Выдвижение в рассказе альтернатив, наличие уравновешенных фраз: оговорок типа « ... то, а не это» , «он собирался, но ... » ; противопоставление в одной фразе двух различных характеристик героя: «строгий, но добрый» , «большой, но глупый» и др . |
Здесь представлена характеристика тех механизмов психологической защиты, которые чаще всего встречаются в рассказах детей дошкольного возраста. Проиллюстрируем на конкретных примерах, как в детских рассказах проявляются фрустрированные потребности или их конфликт, а также способы разрешения этого конфликта.
Пример 1
Алеша Ш. (6 лет 8 мес.). Рассказ по картинке «Разъяренный тигр и обезьяна»:
Жила-была обезьяна…Хорошо жила. Однажды из кустов выпрыгнул тигр и чуть ее не съел. Спасибо, она на пальму забралась, ела бананы… Прыгнула на другую, а там… тигр. Она убежала… чуть не съел… А потом они стали жить дружно…
Дополнительно в беседе с ребенком выяснили, что такие действия тигра - это просто игра.
В этом рассказе ребенок идентифицирует себя с обезьяной, которая периодически ощущает опасность со стороны тигра (отца). Мы не наблюдаем здесь собственно агрессивных действий отца, но видим чувство страха, переживаемое ребенком от того, что они все таки возможны («чуть не съел…» ). Обезьяна (ребенок) спасается от тигра (отца) бегством. Следовательно, ребенок испытывает потребность избежать агрессии отца (страх агрессии). Причем ребенок сообщает нам о внезапности или непредсказуемости поведения отца («…а там…» ) в относительно спокойной и «хорошей» жизни обезьяны: «…Хорошо жила…Однажды …выпрыгнул…» Исход рассказа («стали жить дружно» ), противоположный основному содержанию, как бы возвращает нас к началу рассказа – хорошей жизни обезьяны (ребенка), то есть ребенок демонстрирует потребность в дружеских отношениях с отцом. Таким образом, в этом рассказе мы можем обозначить конфликт потребностей ребенка в дружеских отношениях с отцом и избегания его агрессии (потребность в дружбе и страх агрессии). А разрешение такой травмирующей ситуации происходит с помощью механизма избегания («обезьяна убежала» ) и реакции формирования (изменение содержания рассказа на противоположный, а также комментарий ребенка относительно действий тигра как игры).
Пример 2
Лариса Х. (6 лет 3 мес.). Рассказ по картинке «Медведи в затемненной пещере»:
Жил был медвежонок…Однажды наступила ночь, и он лег в кроватку… Ему приснился сон, как он пошел в лес за медом и принес его домой… Проснулся и попросил у мамы пойти гулять. «Пойдем, только не отставай» – сказала мама. Вышли, а там дерево, в нем пчелы. Покушал медок. «Я два дня не ел. Не могу никак наесться». Пошли дальше …Навстречу лиса: «Куда вы? – Гулять? – Можно с вами? – Нет, ты хитрая! – Я не хитрая, я хорошая. – Оставь нас в покое!». Пошли они домой и стали жить весело.
В процессе беседы с ребенком выяснили, что лису нельзя брать с собой, потому что она обхитрит.
В этом рассказе мы можем выделить три смысловых фрагмента: сон медвежонка, поход в лес с мамой и встреча с лисой. Ребенок идентифицирует себя с медвежонком, который хочет принести в дом мед. Возможно, для того, чтобы он был дома всегда. Следовательно, ребенок чего то лишен, фрустрирована какая то потребность. Поход медвежонка в лес конкретизирует для нас и содержание фрустрированной потребности, и образ, с которым она связана: медвежонок отправляется в лес с мамой и насыщается медом (механизм символизации), то есть демонстрирует потребность в любви и близости матери. Далее в рассказ вводится новый персонаж - лиса, наделенная такой отрицательной, по мнению ребенка, характеристикой, как хитрость. Девочка идентифицирует лису с мамой. Мы наблюдаем отвержение медвежонком лисы, так как она может в любой момент обмануть, перехитрить. Здесь отражается потребность ребенка в отвержении матери. Происходит перенос негативных чувств и эмоций на отрицательный образ - лису (механизм замещения). Таким образом, в противоречие вступают потребности в любви и близости матери и потребность в ее отвержении (конфликт «Любовь – Отвержение» ). В завершении рассказа медвежонок остается с «хорошей» мамой, с которой они «стали жить весело», что демонстрирует нам потребность ребенка в позитивном исходе.
Когда в одном рассказе ребенком демонстрируется и позитивное, и негативное отношение к родителю, мы можем констатировать амбивалентность его позиции в отношении значимых взрослых. Подобную ситуацию мы наблюдаем и в следующем примере:
Пример 3
Андрей П. (6 лет 7 мес.). Рассказ по картинке «Разъяренный тигр и обезьяна»
Жили-были однажды тигр (Я) и обезьяна (отец). Тигр встретил обезьяну и бросился на нее. Обезьяна не могла забраться на дерево. Однажды тигр бросился и укусил за хвост… А однажды хотели друг друга покусать, тигр бросился, и от обезьяны остались одни кости *** Тигр нашел другую обезьяну и подружился с ней. Та обезьяна была переодетая, обезьяна-человек. А люди и тигры не дружат.
В этом рассказе отражены конфликтные агрессивные взаимоотношения мальчика и отца. Идентифицируя себя с тигром, ребенок неоднократно совершает агрессивные действия (набросился, укусил), направленные на отца, и, наконец, уничтожает его («остались одни кости» ). Здесь мы наблюдаем ярко выраженную потребность ребенка в агрессии в отношении к отцу. Причем степень этой агрессии возрастает: сначала только бросился, затем укусил за хвост, а потом уничтожил, оставив кости. Такая агрессия и доминирование над отцом происходит здесь благодаря дискредитации отца (обезьяны). («Она слабее тигра не всегда, не могла забраться на дерево» ), а также рационализации («Та обезьяна переодетая, обезьяна человек, а люди и тигры не дружат» ). Ребенок объясняет, рационализирует свои агрессивные действия, направленные на отца, как заведомо имеющие основание. Следует отметить, что в рассказе сообщается о взаимной агрессии между сыном и отцом («хотели друг друга покусать» ), то есть ребенком осознается возможная угроза со стороны отца. Длительная пауза (***) разделяет первую (агрессивную) и вторую (дружественную) части рассказа. Изменяется динамика рассказа (механизм формирования реакции). Далее мы наблюдаем потребность ребенка в дружеских отношениях с отцом, причем здесь инициатива принадлежит ребенку («нашел и подружился» ). Таким образом, мы выявили конфликт потребностей («Агрессия – Дружба» ), который связан с образом отца.
Анализируя проективное содержание САТ по указанным нами переменным, можно не только исследовать потребности ребенка, источники их фрустрации, внутренние конфликты ребенка, а также способы их разрешения, но и организовать психологическую помощь ребенку с учетом полученных данных.
В заключение следует отметить, что, анализируя проективные данные, всегда есть опасность увидеть то, что «хочет увидеть» психолог. Требуется особая осторожность в том, чтобы не придать случайным действиям или высказываниям ребенка те значения, которые трудно подтвердить клиническими или биографическими сведениями. При интерпретации следует уделять внимание анализу тех реальных ситуаций и событий в жизни ребенка, которые наиболее ярко проявляются в его рассказах, определить, откуда ребенок заимствует определенные имена, места действия, конкретные обстоятельства. Особенно важно, представляет ли данный рассказ или его отдельные детали реальное или желаемое для рассказчика. Например, образ заботливого и покровительствующего отца в рассказе может свидетельствовать как о желании ребенка удовлетворить потребность в любви, заботе и опеке отца, так и о реальном, благополучном взаимодействии родителя и ребенка. А если в большинстве историй повторяется тема кровопролития в результате агрессивных действий героев, причем обследуемый ребенок ведет себя в реальных ситуациях робко и застенчиво, то можно сделать вывод, что агрессия ребенка подавляется, и поэтому он проецирует ее на персонажей картинки.
Читайте далее : Детский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак) | Диагностика ЭГО-функций | Перечень адаптивных механизмов в ответах по САТ (краткая форма для подсчета баллов по методике ) | Потребности и мотивы ребенка в рассказах САТ | Значимые конфликты ребенка в рассказах САТ
#
Всего комментариев: 1
Написать комментарий
Аноним (2017-10-28 14:30:51)
ответить