Грызёт ногти
Вопрос:
Моя дочка (5 лет) грызет ногти. Кроме того все время тянет что-нибудь в рот: игрушки, карандаши, любые попадающиеся под руку предметы. Из-за этого у нее проблемы с животом (попадает всякая грязь, в результате отравления, глисты и т.д.). Ногти обкусывает постоянно, иногда вмести с кожей. Никакие упреки и одергивания не помогают. Кроме того она ужасная плакса и страдает энурезом с рождения. Лечение у невропатолога не дает никакого результата. Что делать? И какая может быть причина всего этого.
Отвечает Елена Прудиус
Хотя Вы считаете, что лечение у невропатолога эффекта не дает, наблюдаться у этого специалиста все же необходимо. Дело в том, что описанные Вами симптомы входят в компетенцию и нвропатолога и психотерапевта. Скорее всего, у Вашей девочки последствия перинатальной энцефалопатии с синдромом гипервозбудимости, неврозоподобный энурез. Что это значит для Вас, как для мамы?
Во-первых, то, что в большинстве случаев с возрастом и по мере созревания мозга ребенка (а этот процесс в общих чертах идет лет до 11 чисто анатомически, а функционально - еще дольше) симптомы последствий энцефалопатии постепенно компенсируются, проходят. Это проблема незрелого, перенесшего кислородное голодание в раннем детстве мозга, и вся терапия может долго не давать видимого эффекта, но является нужной, т.к. невропатолог назначает препараты, улучшающие условия развития мозга (так называемые ноотропы - что-то вроде витаминов для мозга, и сосудистые препараты, улучшающие кровообращение пострадавших областей, иногда мочегонные - чтобы согнать избыток внутричерепной жидкости, которая оказывает избыточное давление на мозг). Альтернативой традиционному медикаментозному лечению может быть гомеопатия - после неврологического обследования ребенка.
Если у ребенка имеет место энурез, мы должны также убедиться в том, что его мочевыделительная система в порядке. Ребенка обследует педиатр - анализы мочи и при необходимости - УЗИ почек.
Однако грызение ногтей может быть и при самых минимальных изменениях нервной системы, на фоне эмоциональных нарушений в жизни ребенка. Эта привычка часто носит характер компенсации, успокаивая ребенка. Это похоже на курение у взрослых. А Вы не курите? И еще вопрос - не грыз ли ногти кто-либо из родителей (особенно, мама) в аналогичном возрасте, и до какого возраста. Предрасположенность к таким привычкам, как свойство нервной системы "зацикливаться" на стереотипе и давать реакцию на стресс именно таким образом, передается по наследству.
Но это не значит, что ребенка надо предоставвить самому себе. Во-первых, определитесь все же с невропатологом, как долго и в каком объеме он будет оказывать Вам помощь, во-вторых, совсем нелишне показать дочку врачу-психотерапевту или клиническому психологу (психолог системы образования может не иметь достаточной подготовки для работы в этом направлении). Потому что здесь пойдет речь об элементах семейной психотерапии, создании той эмоциональной среды, в которой ребенку будет легче освободиться от своей привычки.
В рамках наших возможностей попробую выписать Вам виртуальный рецепт: одергивание, тем более, грубое, эффекта не дает, и Вы можете просто пожалеть бедные пальчики, погладить их, переключить ребенка на занятие, лучше совместное с Вами, которое улучшит ее настроение. Вам нужно научиться также "откладывать" в сторону свое плохое настроение в присутствие ребенка, не вымещать на нем своих эмоций. Где же вымещать? В других точках приложения, даже если разобьете пару тарелок, но дочка будет знать, что это не из-за нее. Приобретите боксерские перчатки и грушу, лупите ее сколько душе угодно, да и дочка с радостью поддержит это невинное занятие. Польза двойная: и адреналин пойдет в мышечные каналы, а не в сосуды и слабые органы, и физ подготовка. Кроме того, советую Вам почитать материалы моего сайта для родителей http://eprudius.narod.ru : "игровая" (игры исцеляющие", "библиотека" - научно-популярная и публицистика - статья В. Сипягина "Мама-психотерапевт").
А, главное, знайте, дети перерастают большинство своих проблем, просто многие из них развиваются не совсем нормативно и в чем-то отстают от своих сверстников, но к подростковому периоду, как правило, выравниваются и ничем не отличаются от сверстников.
#
Эту статью ещё не комментировали Написать комментарий